Анастасия Бондаренко
Речевой уголок в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речевой уголок в группе раннего возраста
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД П. КОМИНТЕРН»
ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Доклад на тему: Речевой уголок в группе раннего возраста.
Бондаренко Анастасия Сергеевна
Публикация «Речевой уголок в группе раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой уголок. Уголок по развитию речи
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет отдельную область — «Речевое развитие» — и выдвигает требования к работе воспитателя в этой направленности. Цель создания уголка речевого развития — оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников.
В нашей группе уголок по развитию речи оформлен по требованиям ФГОС, который постоянно пополняется в соответствии с возрастом и интересами детей.
Принципы организации речевого уголка.
К ним относятся:
• Присутствие игрового персонажа
• Наполняемость
• Разнообразие материала
• Соответствие по возрасту
• Доступность
• Системность
• Эстетичность оформления
• Периодичность обновления
Педагогическая работа с детьми в группе раннего возраста.
• Воспитание правильного физиологического дыхания;
• Уточнение произношение гласных и некоторых согласных звуков;
• Уточнение произношения в звукоподражаниях ;
• Систематическое проведение упражнений артикуляционной гимнастики;
• Развитие мелкой моторики рук через специальные игровые упражнения;
• Развитие связной речи.
Главный герой уголка, кукла «Катя – говорушка», которая привлекает детей, поднимает настроение, меняет задания, выполняет упражнения, играет в игры с детьми.
Разнообразный материал, соответствующий возрасту :
Дидактический материал для развития речи. В него входят: материал по развитию артикуляционной моторики, комплексы артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.
Главными целями артикуляционной гимнастики являются:
· выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата;
объединение простых движений в сложные для правильного произношения звуков.
Пособие для развития мелкой моторики.
Благодаря современной науке мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения родным языком.
Для развития мелкой моторики в нашем уголке предусмотрены такие игры как:
- Шнуровка – один из видов развивающих игр для детей от 8 месяцев. Действия с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений пальцев рук (тонкой моторики, а также развитию речи ребенка.) Назначение игр-шнуровок:
1. Развитие мелкой моторики.
2. Формирование навыков шнурования различных предметов.
3. Развитие памяти, внимания, мышления.
- Пуговицы - Игры с пуговицами способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, глазомера, концентрации внимания, усидчивости, навыков классификации, развитию элементарных математических представлений (закрепляет знание цветов, размеров, обучают счёту и т. д.).
- Пазлы - Основная цель пазлов как развивающей игрушки-головоломки, - это развитие наглядно-образного мышления. Собирая даже самую простую, пусть всего из 4 деталей, картинку, малыш тренирует мелкую моторику, воображение, память, учится логически мыслить. Кроме того, с помощью пазлов процесс обучения идет намного быстрее, ведь гораздо лучше запоминаются формы, цвета.
- Чудесный мешочек - Цель работы с «Чудесным мешочком» : совершенствование тактильных ощущений и восприятия; формирование умения узнавать и называть предметы; развитие речи. Нашим детям младшего дошкольного возраста мы предлагаем назвать предмет, сначала вытащив его из мешочка. Так же мы с помощью этого мешочка играем в домино – лото.
- Пирамидки - Детская пирамидка – отличная развивающая игрушка, которая является спутницей малыша в самом раннем детстве. Сборка пирамидки, сортировка ее колец способствует развитию интеллекта и логического мышления, совершенствует мелкую моторику рук, координацию движений, учит восприятию цвета, формы и размеров. Мы предлогаем детям взять пирамидки с разным количеством стержней, с деталями и стержнями разной геометрической формы. Разнообразие пирамидок, позволяет ребёнку самому выбрать сложность этой игры.
Материал по звукоподражанию. С чего начинается слово? Конечно, со звука. Точно также осознанная речь ребёнка начинается со звукоподражаний. Произнесение звукоподражаний способствует тренировке артикуляционного аппарата, даёт возможность соотносить слово и предмет, который оно называет, а, следовательно, ускоряет переход к полноценной речи. К ним относятся: шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа и т. д.
Игры по лексике и грамматике, предметные картинки по лексическим темам, игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок,стихи,мнемосхемы к ним, потешки и т. д.). Материал для чтения по программе и по плану. Книжечки: «Чей малыш?», «Чей домик?», «Подбери геометрическую фигуру». И т. д.
Активно используем в речи предметы театрального и музыкального уголка, потому что сказка способствует развитию связной речи. Здесь вы видите: различные виды театров, вязаные герои сказок, предметные картинки. Магнитная доска «В гостях у сказки», состоящая из 4 видов сказок и персонажей для них. Эта игра позволяет детям самим придумывать сказки и вспоминать те, что мы с ними проходили на занятиях. Пальчиковый театр развивает мелкую моторику рук (ведь при выборе очередности выхода персонажей на сцену и во многие другие моменты постановки нужна точная, скоординированная работа пальчиков);
. Картотека по развитию связной речи содержит различные группы дидактических игр, направленных на развитие речи детей. Игра «Доскажи словечко», «Расскажи про детский сад», «Обучение рассказам по картинкам». Так же к ним относятся картинки на тему: профессии, времена года, одежда и т. д. Картинки,отвечающие на вопрос – «Кто?», «Что?», «Где?» и т. д.
Так же в речевом уголке должен присутствовать «Алгоритм ремонта книг». Это папка передвижка, на которой подробно описывается, что нужно, если нашей книге нужен ремонт. А именно- клей, полоски бумаги для проклеивания, ножницы (под присмотром взрослого и с закруглёнными кончиками). Всё это можно найти в аптечке рядом с инструкцией – Алгоритмом. Цели и задачи:
Познавательная: учить ремонтировать книги: подклеивать, готовить полоски нужной длины, складывать полоски пополам.
Развивающая: развивать навыки работы с клеем, кисточкой, ножницами.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к книге
Заключение.
Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности. Игровой материал должен быть доступным для ребенка. Не следует перегружать уголок оборудованием.
Одним из главных условий качества речевого уголка является искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднения. Если захочет взрослый, захочет и ребенок.
Таким образом, использование речевого уголка позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.