Марина Конышева
Реализация ФГОС допосредством внедрения здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
С первых шагов и до последнего вздоха, главным даром природы было, есть и будет здоровье. Возникают новые методики, технологии, разрабатываются новые программы, а встречаясь, мы желаем друг другу не богатства, не продвижения по службе, а именно здоровья.
Публикация «Реализация ФГОС ДОпосредством внедрения здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия является одной из приоритетных задач, на решение которых направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни дошкольников в соответствии с определением Стандарта – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
В нашем дошкольном учреждении уделяется большое внимание внедрению здоровьесберегающих технологий. Главной задачей является обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.
В работе по использованию здоровьесберегающих технологий соблюдаются основные принципы:
- «Не навреди!» - все применяемые методы и приемы обоснованы, проверены на практике и не наносят вред здоровью детей.
- Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а систематически…
- Соответствие содержания и организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
- Комплексный подход – единство в действиях педагогов, медицинской сестры.
Воспитатели детского сада работают над следующими задачами по внедрению здоровьесберегающих технологий :
• сохранить здоровье детей;
• создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;
• обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Реализация модели формирования здоровья детей обеспечивается:
направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;
комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания детей в ДОУ;
формированием подходов к взаимодействию с семьей.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно – ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно – развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дети учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Технологии предполагают активное участие самого ребенка в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности.
Педагогический коллектив детского сада ведет систематическую и планомерную работу по использованию разнообразных видов здоровьесберегающих технологий : медико-профuлактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Особое внимание уделяется воспитанию у детей желания заботится о своем здоровье. Каждое утро начинается с утренней гимнастики. Зарядка заканчивается словами, направленными на позитив «Мы бодры, веселы, мы надежда всей страны», «Каждый день зарядку делай, будешь сильным, будешь смелым».
Перед завтраком, обедом и полдником проводится умывание рук холодной водой до локтей,. После приема пищи дети полощут рот и горло прохладной водой.
На прогулке дети играют в подвижные игры, занимаются спортивными упражнениями, участвуют в эстафетах, развивая тем самым физические качества, двигательную активность, способствующие укреплению здоровья.
Хождение после сна по «дорожке здоровья», с использованием физических упражнений, применение различных массажеров (желуди, каштаны, счеты, пробки, воздушные ванны до и после сна позволяют сформировать у детей определенный багаж знаний о сохранении здоровья.
Педагоги детского сада активно внедряют в педагогический процесс физкультурно-оздоровительные технологии - это занятия физической культурой, участие в физкультурных досугах и туристических походах.
Большой интерес у детей вызывают спортивные праздники, насыщенные активной двигательной деятельностью, сюрпризными моментами, участием сказочных персонажей. Праздники это всегда радость и веселье, они наполняют жизнь ребят яркими эмоциональными впечатлениями.
В зимнее время года большое внимание уделяется медико-профилактическим технологиям : проводится ароматизация группы чесноком, луком. В осеннее - весенне период используются чесночно-луковые закуски во время обеда.
Педагоги используют здоровьесберегающие технологии и в различных видах детской деятельности, применяя наиболее эффективные методические приемы.
Так, например, в играх «Больница», «Аптека», «Семья», дети закрепляют свои знания и представления о правилах ухода за больным.
Большое внимание уделяется вопросу формирования основ безопасности жизнедеятельности. В образовательной деятельности, дети знакомятся со строением тела человека, безопасным поведением в быту и природе: «Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу», «Витаминный калейдоскоп» и др.
Организация разнообразных мероприятий по основам безопасности жизнедеятельности (встречи с инспектором ГИБДД, акция «Пристегнись и улыбнись») способствует формированию осторожного и осмотрительного отношения детей к потенциально опасным ситуациям.
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями.
Поэтому использование педагогами ДОУ эффективных форм работы с семьей (совместные физкультурные досуги, акции, родительские собрания, наглядная агитация, анкетирование) предусматривает повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания.
Лишь при условии целенаправленной совместной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как и в дошкольных учреждениях, дети проводят большую часть дня.
Психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, применение необходимых средств и методов обеспечивает психологическую безопасность личности ребенка.
Здоровьесберегающие технологии в первую очередь направлены на воспитание физически и психологически здоровых детей. Причем, физическому и психологическому аспектам уделяется одинаково большое внимание, в то время как еще несколько лет назад в детских садах велась работа предпочтительно по сохранению и поддержанию физического здоровья ребенка.
Мы считаем, что использование разнообразных здоровьесберегающих технологий способствует формированию здорового и безопасного образа жизни, позволяет организму малыша накопить силы и обеспечить в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие. Спасибо за внимание!