Елена Горбунова
Развитие творческого воображения и фантазии у детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Горбунова Е. А. Доклад на тему «Развитие творческого воображения и фантазии у детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности».
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все более разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не только обладания знаниями, навыками и умениями, необходимыми для продуктивной деятельности. Этого недостаточно, поскольку информационное общество ставит перед человеком более сложные проблемы, решение которых очень часто зависит от того, как человек может творчески мыслить, создавать оригинальные образы и принимать на их основе нестандартные решения, выполняя не по готовой модели, а изобретать оригинальные решения. Развитие творческого воображения – сложный процесс, который может осуществляться во всех видах детской деятельности, но прежде всего – в продуктивной (рисование, лепка, аппликация, ручной труд). Воображение и фантазия являются наиболее важным аспектом в жизни ребенка. Невозможно освоить программу без воображения. Это высший и самый необходимый навык человека. Однако именно эта способность требует особого внимания с точки зрения развития.
Публикация «Развитие творческого воображения и фантазии у детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности» размещена в разделах
Для развития творческого воображения у детей необходима специальная организация мероприятий. Занятия продуктивной деятельностью развивают творческое воображение ребёнка, способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать). Продуктивная деятельность как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, любознательность и самостоятельность. Продуктивная деятельность оказывает влияние на всестороннее воспитание дошкольника. Она тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельным.
Продуктивная деятельность, которая моделирует объекты окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором идея объекта, явления или ситуации получает материальное воплощение. Поэтому важно определить уровень развития творческого воображения у каждого ребенка и осуществить его дальнейшее развитие на этой основе.
В сочетании с небольшим жизненным опытом у дошкольника не хватает знаний, идей и творческих воспоминаний, чтобы его творческое воображение развивалось на высоком уровне и было похоже на взрослое. Между тем, достоинство воображения детей можно объяснить их богатством, отсутствием границ их воображения, что, в свою очередь, связано с низкой критичностью мышления детей. Это качество детского воображения проявляется в том, что дошкольник может легко делать то, что взрослый не может сделать из-за критичности его мышления.
Воображение необходимо развивать, т. к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того, чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительного творчества.
Воображение связанно со способностью и необходимостью творить что-то новое, опираясь на уже имеющийся опыт. Именно воображение помогает нам интегрировать полученные ранее знания в другие области.
Воображение бывает воссоздающее или творческое :
Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающегося на словесное описание или условное изображение этого нового (чертёж, схема).
Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Только благодаря творческому воображению человеку удаётся создать продукт, отличающийся новизной, уникальностью и оригинальностью.
Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.
Творческое воображение зависит от многих факторов, в том числе от возраста и умственного развития. Интересы взрослых и детей различны, и воображение детей работает иначе, чем у взрослого. Детство - это господство фантазии, игр, сказок и вымыслов.
• До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
• В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
• В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в разных ситуациях, характеризуются содержательностью и специфичностью, появляются элементы творчества. Творческое воображение необходимо человеку во всех сферах его жизнедеятельности. Самостоятельная продуктивная деятельность старших дошкольников рассматривается в двух составляющих: как совместная партнерская деятельность взрослого с детьми и как их самостоятельная свободная деятельность. Многое из того, что делают дошкольники в свободной ситуации, является воспроизведением, продолжением и творческим развитием того, что они делают вместе со взрослым. Эта взаимосвязь осуществляется через материалы и образцы, с которыми имеет дело ребенок. При этом, в арсенале детей старшего дошкольного возраста присутствуют различные типы продуктивной деятельности : работы по готовым образцам и графическим схемам и работы с незавершенными продуктами.
Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. Чтобы развивать творческое воображение, необходимо вести системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитывать любовь и интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Должна быть выработана система, последовательность в работе с детьми:
1. Накопление впечатлений.
2. Спонтанное выражение творческого начала.
3. Поиск творческих решений
4. Самостоятельность
5. Индивидуальное и коллективное творчество.
Обучение должно быть доступным и интересным для ребенка. Обязательно наглядным, богатый демонстрационный материал: различные схемы, наглядные пособия являются основой обучения.
Игра имеет большое значение для всестороннего развития детей. Очень хорошо использовать в работе с детьми дидактические игры, направленные на развитие художественного творчества.
Вот, например, игра «На что похожи облака?». Детям предлагается нарисовать облака так, чтобы они сохранили свои особенности и в то же время напоминали необычное, увиденное детьми сходство с каким-либо объектом. Или игра «Превращение геометрических фигур». Детям предлагается, например, круг, и они превращают его в разные предметы. Во что бы вы превратили круг? Да, действительно, это и арбуз, и очки, и смайлик, яблоко, часы, солнце и многое другое.
Развитию творческого воображения дошкольников способствует богатая наполняемость уголков художественного творчества, эстетическая, развивающая среда. Предметная среда в группе должна способствовать творческому движению в работе с выбранным материалом. Поэтому воспитатель предоставляет дошкольникам не только материалы, но и образцы возможной работы. Образцы должны на некоторое время переходить в свободное пользование детей для того, чтобы они могли продолжить понравившуюся работу. Это может быть столик, за которым работают 2-3 детей, стеллаж. Срок жизни этих материалов и образцов зависит от того, насколько часто и увлеченно дошкольники в свободное время работают с ними. Если же нечасто, их заменяют новыми, если же часто, то к ним прибавляют следующую порцию материалов. Замечено, что к материалам и образцам чаще всего обращаются 3 категории детей : не успевшие завершить свою работу, во время совместной деятельности со взрослым; выступавшие в роли наблюдателей за совместной деятельностью взрослого с детьми и понявшие в ходе наблюдения, что, пожалуй, стоит рискнуть и попробовать; психологически им легче сделать это вне занятия, без критического внимания со стороны сверстников; энтузиастов, которым настолько понравилась инициированная взрослым работа, что они по собственному желанию вновь возвращаются к ней, воспроизводя или творчески развивая ее.
Рисование, лепка, аппликация – одни из самых любимых детских занятий. Вот поэтому важно уделять внимание наполняемости ИЗО-уголков в группе. Эти уголки должны быть яркими, динамичными и доступными для детей.
Уголок ИЗО должен располагаться в хорошо освещенном месте, все материалы доступны для детей.
• Необходимо выделить место для сменных выставок детских работ, изделий художественных промыслов, совместных работ детей и родителей.
• Дидактические пособия необходимо подбирать в соответствии с темой недели и программным содержанием. Дети успешно используют различные схемы, дидактические альбомы, материалы для нетрадиционных техник рисования. Очень большой выбор дидактических материалов представлен у Ирины Лыковой. Коллекции календариков, марок, фантиков и открыток учат детей любованию. Дети видят прекрасное в окружающем нас мире и выражают свое эмоциональное отношение с помощью художественных средств.
• Нетрадиционные техники рисования превращают изобразительную деятельность в познавательную игру.
• Дидактические игры развивают фантазию, творческое воображение.
Основная задача взрослого - не допустить исчезновения процесса творческого воображения и всячески стимулировать его развитие с дошкольного возраста. Чем больше ребенок видит, слышит, испытывает, тем больше он знает, чем больше элементов реальности в его опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность, его творческое воображение и фантазия.