Ирина Фомичева
Развитие творческих способностей детей в разных играх
▼ Скачать + Заказать документы
Корни детского творчества – в игре, а игра – ведущая деятельность дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. В процессе игры ребенок не только показывает свои эмоции, знания и представления об окружающем, не только проявляет имеющиеся у него навыки, но и приобретает новые. В игре происходит всестороннее развитие ребенка дошкольника (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. К. Крупская, А. Н. Леонтьев, П. Ф. Лесгафт, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и др.).
Публикация «Развитие творческих способностей детей в разных играх» размещена в разделах
Значительные возможности для развития творческих способностей детей имеют развивающие игры, которые моделируют творческий процесс и создают благоприятные возможности для реализации творческого потенциала ребенка.
Особое место среди игр занимают сюжетно-ролевые игры. Изучению сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных исследователей. Необходимость использования сюжетно-ролевых игр как средства развития творческих способностей дошкольников определяется рядом причин:
1. Игровая деятельность является ведущей деятельностью в процессе обучения.
2. Учет возрастных психофизических особенностей дошкольников, которые напрямую связаны с недостаточной усидчивостью и невнимательностью, непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного мышления, успешно формируются в процессе проведения сюжетно-ролевых игр.
3. Создание педагогом атмосферы, побуждающей к творчеству, максимально положительные подкрепления действий ребенка, сохранение педагогом ровной доброжелательной интонации успешней реализуются в игровой деятельности.
Одним из направлений развития творчества, индивидуальных возможностей и интересов дошкольников является театрально-игровая деятельность в детском саду. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе. С точки зрения гуманистической позиции все дети – одаренные, и задача педагога – раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность. Театрализованная деятельность помогает ребёнку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр уже в дошкольном возрасте учит видеть прекрасное в жизни и в людях, побуждает самому нести в жизнь светлое и доброе.
Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок - не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает заранее свою роль, а создает ее по ходу игры. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события.
Если педагог поддерживает усилия ребенка, побуждает его обдумывать тему игры, то у малыша развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целенаправленным. Но в отличии от взрослых дети не могут во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который развивается в процессе деятельности.
О наличии у детей творческого воображения говорит и тот факт, что обычно они в одном сюжете объединяют различные впечатления, комбинируют виденное в жизни с образами, взятыми из книг, зрелищ. Это наблюдается и в игре. Способность обобщать свои представления, знания имеет большое значение для умственного развития ребенка, для его знакомства с окружающим: дети учатся соотносить свои представления с реальной действительностью, понимать связи между различными жизненными явлениями. Чем старше дети, чем больше они знают, тем смелее и разнообразнее сочетают свои знания и тем больше стремятся к правдивому изображению жизни
Творческая ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планировочной функций речи. В ходе ролевой игры возникает потребность в контекстном речи, здесь же совершенствуется диалогическая речь. Новые потребности общения с неизбежностью ведут к интенсивному развитию творческих способностей. Как компонент игровой деятельности, игра в сочетании с обучением является средством всестороннего развития ребенка, она выполняет образовательную, воспитательную, развлекательную функции и т. д. Играя, дети лучше усваивают программный материал, что повышает эффективность педагогического процесса. Использование в образовательном процессе игр, создание на занятиях игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения, навыки.