Рима Галина
Профессионализм учителя и показатель его измерения
▼ Скачать + Заказать документы
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От наших с вами усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Учитель – это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Учитель видит и ценит в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает всех друг от друга, умеет обеспечить свободу самовыражения его личности и понимает, что ребёнок – человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. Учитель – необыкновенный человек, в котором должны присутствовать сразу два противоположных качества: мягкость и строгость. В их разумном сочетании и заключается мудрость учителя.
Публикация «Профессионализм учителя и показатель его измерения» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Современный учитель, на мой взгляд, профессионал, который вынужден знать о массе направлений, непосредственно связанных с его предметом, а сверх того – иметь представление и о других предметах, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний; человек, на каждом уроке воспитывающий в своих детях доброту, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине.
Учитель только тогда учитель, когда он чувствует, что накопленный им опыт, его знание позволяют вести за собой своих учеников. Ребенку нужен учитель не информатор, а соратник, друг, способный бескорыстно дарить знания, доброту, любовь всем людям, окружающим его, поэтому надо построить свою работу так, чтобы ученик всегда выступал в соавторстве с тобой: спорил, делился мнениями, выступал, отстаивал свою точку зрения.
Сейчас много говорят о профессионализме учителя, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя.
Педагога не существует без профессионализма и педагогического мастерства. Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Педагогическое мастерство.
2. Основные показатели успешной работы.
3. Критерии оценки профессионализма учителей.
И вот некоторые аспекты и подходы к профессионализму и мастерству учителя.
Профессионализм учителя определяется через понятие "педагогическое мастерство", которое может рассматриваться:
- как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов самосовершенствованию,
- как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.
Основными показателями мастерства учителя являются
совершенствование учебного процесса;
- уровень сформированности предметных компетенций учащихся;
- повышение уровня воспитанности детей
Научные знания, опыт, желание искать, исследовать, пробовать внедрять новое в свою деятельность составляют сущность педагогической профессии, педагогической специальности.
Учитель должен обладать не только разнообразными, ясными, точными и определенными знаниями по тем наукам, которые он преподает, ему необходимо всестороннее широкое образование.
Так каков же учитель-профессионал?
Профессионалом можно, по-видимому, считать учителя, который:
– успешно решает задачи обучения и воспитания, готовит для общества нужный социальный продукт, выпускника с желаемыми психологическими качествами (объективные критерии);
– достигает желаемых сегодня обществом результатов в развитии личности учащихся (результативные критерии);
– использует приемлемые в демократическом обществе способы, технологии (процессуальные критерии);
– осваивает нормы, эталоны профессии, достигает мастерства в ней (нормативные критерии);
–– открыт для постоянного профессионального обучения, накопления опыта, изменения (критерии профессиональной обучаемости);
– в то же время обогащает опыт профессии за счет личного творческого вклада (критерии творчества);
– предан педагогической профессии, стремится поддерживать даже в сложных условиях ее честь и достоинство, профессиональную этику (критерии профессиональной приверженности);
Иными словами, профессионал – это специалист, овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедший свое индивидуальное предназначение (профессионал – это специалист на своем месте, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе.
Как оценивается профессионализм педагога
Критерии оценки профессионализма учителей
1. Результативность учебной работы
2. Результативность внеурочной деятельности
3. Результативность методической деятельности
4. Результативность воспитательной работы
5. Результативность социальной работы
Показателями успешности учебной работы считаются
-успеваемость;
-качество знаний;
-участие учащихся в школьных, городских, всероссийских олимпиадах, марафонах, конкурсах, соревнованиях;
-участие обучающихся в конкурсах творческих, исследовательских работ, выполненных под руководством учителя;
-государственная аттестация;
-независимые срезовые контрольные работы, тестирование и т. д. ;
-создание мультимедийных проектов, презентаций
Обобщение и распространение передового педагогического опыта
-проведение мастер-классов, открытых уроков;
-выступление на конференциях, семинарах, «круглых столах»;
-опубликование работ;
-наставничество;
Участие в методической, научно-исследовательской работе
-наличие собственных методических и дидактических разработок, рекомендаций, учебных пособий, применяемых в образовательном процессе;
-участие в инновационной и экспериментальной работе;
-руководство методическими объединениями, секциями
Использование в процессе обучения современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих и других
-использование мультимедийных средств обучения, компьютерных программ, видео, аудиоаппаратуры;
-повышение квалификации, профессиональная подготовка;
-прохождение курсов повышения квалификации, переподготовка, обучение по программам высшего образования.
Если человеку интересно работать, интересно и детям, а отсюда будет рождаться и высокий результат деятельности — знающий и воспитанный ребенок.
Престиж учительской профессии зависит напрямую от престижа образования в обществе. Престиж учителя складывается из мнения коллег о достоинствах и недостатках учителя, его авторитета в глазах учеников, родителей.
Так какими же должны быть учителя-профессионалы? Думаю, ответ кроется в самом слове УЧИТЕЛЬ : уникальные, умные, успешные, универсальные, умеющие хорошо давать материал; честные, человечные, чуткие, с чувством юмора; искренние, индивидуальности; тактичные, толерантные, терпеливые; естественные, единомышленники; любящие детей, любящие свою работу. И очень мягкие, как мягкий знак и само слово!