Татьяна Петрова
Доклад «Построение взаимодействия с семьями воспитанников в процессе реализации образовательной программы»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.
Главный замысел и цель семейной жизни - воспитание детей.
Главная школа воспитания - это взаимоотношения
мужа и жены, отца и матери.
Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца.
Василий Александрович Сухомлинский
Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.
Публикация «Доклад „Построение взаимодействия с семьями воспитанников в процессе реализации образовательной программы“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.
Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.
Влияние семьи :
• Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребенка. Она дает ребенку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования.
• Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка.
• Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи.
• Морально-психологический климат семьи — это школа отношений с людьми.
Отношение в семье оказывают решающее воздействие на развитие ребенка!
Все мы знаем, что в Советские годы считалось, что ребёнка воспитывает детский сад и школа, то есть - это общественное воспитание. Современные педагоги привычно используют укоренившиеся в практике детского сада методы, ориентированные на традиционное понимание задач работы с семьёй : просвещение, контроль действия родителей, указания на их ошибки, недостатки в воспитании детей. Подобное отношение вызывает активное сопротивление у родителей, ориентированных на деятельное участие в воспитании своих детей.
Не находя контакт с семьями, воспитатели берут на себя всё больший объём работы, что без согласования направленности усилий с другими институтами воспитания далеко не всегда оказывается эффективным.
В процессе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования перестраивается и ситуация взаимодействия педагогов с семьёй. Нам, педагогам, необходимо осознать объективно изменившиеся целевые основы взаимодействия с семьями воспитанников, освоить новые методы работы, связанные с построением и поддержанием партнёрских взаимоотношений.
В современных условиях получаемые родителями знания должны быть не целью, а средством решения возникающих проблем, построения продуктивного взаимодействия с детьми, с дошкольной образовательной организацией (ДОО).
Решение задач организации взаимодействия детского сада и семьи по реализации основной образовательной программы, представленных в ФГОС дошкольного образования, в условиях невысокого воспитательного потенциала семьи предполагает, что ДОО должны выступать инстанцией развития не только воспитанников, но и их родителей. Это предполагает отказ от формальных подходов к данному направлению работы ДОО, усиливающий кризис доверия между детским садом и семьёй. Необходимо отказаться не только от устаревших формулировок («работа с семьёй», «педагогическое просвещение родителей», но и от скрывающегося под ними духа взаимоотношений между родителями и ДОО, отражающего взаимное недоверие, недовольство, непонимание объективных основ сотрудничества, нежелание брать на себя ответственность за развитие и благополучие детей.
Преодоление сложившейся ситуации возможно лишь при построении системы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников как полноценной подсистемы образовательного процесса учреждения, построенной на основе идеи общественного договора, социального партнёрства. Для решения задач необходимо продумать и реализовать эффективные сценарии включения семьи в жизнь ребёнка и ДОО последовательно, шаг за шагом.
«Партнёрство» - это деление на равные доли участия взаимоотношений ДОО и семьи в интересах развития ребёнка. Следует помнить, что любое взаимодействие предлагает взаимное воздействие, активность и обязательное прохождение этапов, на которых происходит смена позиций и ролей участников общего процесса.
Построение партнёрских отношений между основными агентами воспитания детей (социумом, семьёй и образовательной организацией) – длительный и сложный процесс, который связан с происхождением обязательных этапов, когда происходит изменение установок у родителей и педагогов.
Каждая дошкольная образовательная организация, воспитатели-педагоги разработают, выбирают свои этапы партнёрства с семьёй. Мы хотим рассказать о своих партнёрских отношениях с родителями наших воспитанников.
Расскажу о группе, которую выпустили в школу в прошлом году.
Мы выстраивали воспитательно-образовательную работу с детьми, используя технологию проектной деятельности. А именно, в старшей группе мы проводили проект «Образ принцессы в литературных сказках», где родители готовили для бала «Принцесс» пышные платья для девочек, и костюмы принцев для мальчиков. Родители принесли большое количество книг о принцессах, подготовили наряды принцесс для кукол. Благодаря большой проделанной работе родителей, мы смогли провести выставку «Книга о принцессе», викторину на знание сказок о принцессах, провели бал «Сказочных принцесс». Проведена выставка творческих работ «Моя любимая принцесса». Было прочитано много сказок, просмотрено иллюстраций книг (папка о проделанной работе прилагается).
В подготовительной группе мы провели долгосрочный проект «Эмоции», родители не остались в стороне, подготовили необходимые атрибуты, знакомились вместе с детьми на наших занятиях и вечерах досуга с эмоциями и чувствами, обыгрываемые в художественных произведениях. В заключении проекта был подготовлен праздник, который продемонстрировал нашу работу на муниципальном уровне.
Родители видели, как их дети учились:
- выражать своё эмоциональное состояние вербально, мимикой, в рисунке, движениями.
- развивать понимание эмоционального состояния других людей.
- учились эмоциональной отзывчивости в самостоятельной деятельности.
- проявлять творческую инициативу, творчески самовыражаться.
Ожидаемый результат для родителей - это
- осознание своей роли в эмоциональном благополучии ребёнка.
- мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребёнка в условиях семейного воспитания.
- укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.
Кроме проектов проводились: дни открытых дверей, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, переписка по электронной почте.
Для родителей проводились:
- организации «Школы для родителей» (лекции, семинары-практикумы, проведение мастер-классов, тренингов.
Совместная деятельность:
- привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, конкурсов, семейных праздников, семейный театр.
Приняв детей в 2-ю младшую группу, мы – воспитатели, решили выстраивать взаимодействие с семьями воспитанников поэтапно.
На первых порах посещения детьми нашей группы мы знакомились с детьми и их семьями. Первое родительское собрание – это первый этап «Знакомство» - начало партнёрских отношений между воспитателями и родителями. Пригласили родителей в большой круг, каждый родитель вкратце рассказывал о себе и своём ребёнке, завязав на длинной нитке узелок с петелькой, в которую вставили полоску с фамилией. Этой нитью мы связали себя на несколько лет. Каждый родитель написал на листике, что он ждёт от детского сада за годы пребывания в нём ребёнка. Положили пожелания в конверт, для того чтобы открыть его на выпускном вечере через четыре года. В предложениях и обсуждениях мы пришли к общему мнению в воспитании детей.
Второй этап предполагает: - вовлечение родителей в конкурсы - поделок проводимые внутри детского сада; - благоустройство участка; - совместное проведение вечеров досуга; - подготовка к праздникам;
Третий этап предполагает: - посещение родителями занятий, режимных моментов (отзыв записывают в тетрадь, активное участие в жизни группы, которую посещают их дети.
Конечно, пока не все родители идут на партнёрские отношения, но первые шаги сделаны.
Из нашей проделанной работы можно сделать вывод, что для «партнёрских» отношений между семьями воспитанников и педагогами необходимо:
- предварительная разъяснительная работа с родителями с целью привлечения их внимания к жизни ребёнка в детском саду и предоставить родителям возможность и выбор формы участия в образовательном процессе с позиции оптимальной для них роли;
- включение родителей в образовательную деятельность :
• посещение и участие родителей режимных процессов и занятий;
• участие в совместной образовательной деятельности с педагогом;
• наблюдение за самостоятельной деятельностью детей;
• помощь в подготовке и проведению различных мероприятий (праздников, конкурсов, вечеров досуга, собраний, спортивных мероприятий);
• совместный поиск для решения поставленных задач.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Список литературы:
Нищева Н. В. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014