Ирина Владимировна Карасева
Консультация для родителей «Почему надо приучать детей к труду»
▼ Скачать
«Труд есть основное условие всей человеческой жизни – и в такой степени, что в известном смысле надо сказать : ТРУД создал самого человека».
(Ф. Энгельс)
Трудовая деятельность полезна тем, что развивает у детей мышление, требующее ума и инициативы, активности, наблюдательности и внимания к деталям, сосредоточенности. Трудовая деятельность благотворно влияет на развитие памяти детей, ведь для того, чтобы что-то сделать, необходимо понять и запомнить суть и последовательность ряда операций. Также необходимо уметь сравнивать разные предметы, знать их свойства, уметь предвидеть результат своих действий, учиться планировать, следовать плану, уметь владеть собой и т. д. Кроме того, трудовая деятельность поощряет познание окружающий нас мир и расширяя свой кругозор. Например, чтобы ухаживать даже за самым простым «зеленым другом» — травянистым растением, — нужно научиться бережно поливать его; знать, сколько воды вам нужно; уметь засекать время до следующего полива; знать, почему трава стоит на подоконнике и почему зимой нельзя широко открыть окно, если там есть растения, и т. д. и т. п.
Публикация «Консультация для родителей „Почему надо приучать детей к труду“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Вовлечение ребенка в трудовую деятельность положительно влияет на развитие мелкой моторики и координации движений; в процессе выполнения простых действий у ребенка развиваются первые трудовые навыки.
Трудно переоценить роль трудового воспитания для нравственного развития ребенка. Помогая старшим, осознавая важность своего труда, ребенок становится более дисциплинированным и ответственным, настойчивым в достижении целей, учится доводить начатое до конца. Когда дети понимают свои обязанности, осознают свою значимость, приобретают положительный практический опыт, трудовые навыки и умения – это дает уверенность в своих силах и создает желание работать. Если ребенок работает вместе с братом или сестрой или сверстниками, то это учит умению работать в команде, не обвинять друг друга в ошибках, взаимопомощи.
Если раньше дети работали с раннего возраста, то сейчас многие родители в силу своей занятости и нетерпения ограждают своих детей от работы, делая все сами, оказывая тем самым «медвежью услугу». Родители даже не задумываются о том, что труд дошкольника имеет большое значение для умственного развития ребенка; оно связано с необходимостью активного участия в жизни взрослых и стремлением к независимости. Участие в работе по дому позволяет ребенку по-настоящему почувствовать себя причастным к делам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует развитию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.
Постепенное приучение детей к домашним обязанностям развивает у них необходимые навыки и умения. Такая работа становится для них легкой, приносит радость и повышает самооценку ребенка. Когда ребенок пойдет в школу, ему придется много работать в плане учебы, поэтому трудовое воспитание поможет в дошкольном возрасте развить у ребенка навык добросовестного и ответственного выполнения начатого дела. Чтобы работа приносила ребенку удовольствие, родители должны хвалить сына или дочь за достигнутые результаты. Похвалу можно выражать словами или путем организации совместного семейного развлечения (поход в кино, парк и т. д.); ни в коем случае нельзя награждать ребенка деньгами, это может развить у ребенка навык все делать за деньги.
Если в семье ребенок слышит рассказы родителей о своей работе и производственной деятельности других людей. Это расширяет представление ребенка о труде взрослых, их профессии, формирует интерес и уважение к труду родителей.
У ребенка дошкольника могут быть домашние дела, которые он выполняет постоянно; они должны быть в пределах возможностей ребенка. Это может быть уход за обувью, одеждой, игрушками. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже умеет пользоваться пылесосом, мыть тарелку, ухаживать за домашними животными, следить за тем, чтобы на столе всегда были салфетки и т. д.
Если вы хотите:
ребенок помогал маме и папе по дому;
ребенок знал, где его вещи;
ребенок рассматривал свои обязанности как вклад в семью;
родители не тратили силы на уговоры;
Предлагаю для стимулирования трудового воспитания ребенка в семье использовать «Копилку моих достижений». Можно взять обычную банку, красиво ее украсить, поставить на видное место и загрузить записками, которые родители пишут о том, что ребенок сегодня сделал, а в конце недели родители зачитывают все, что ребенок успел сделать за время. неделя.
В детском саду для стимулирования детского труда мы используем словесные стимулы, примеры деятельности собственных товарищей и старших дошкольников, соседей по группе. Особое удовольствие дети испытывают, когда они на равных участвуют в работе. Хочу сказать, что этот метод работает эффективно, дети с удовольствием трудятся.
Часто родители стараются преодолеть склонность детей к лени. И как часто можно услышать такие слова: "Ну почему ты такой ленивый? Наверное лень родилась впереди тебя".
Но надо признать, что желание ребенка трудиться, что-то создавать, творить, преодолевать трудности сформировать достаточно просто. А в тех случаях, когда повзрослевший ребенок стал ленивым, психологический анализ легко найдет те или иные ошибки воспитания. Вот типичная ситуация. Мама пятилетнего ребенка моет посуду. "Мама, я тоже хочу мыть посуду!" - просит ребенок. В этом случае мама может ссылаясь на недостаток времени, (что делает большинство родителей) сказать ребенку, что он еще маленький и предложить ему пойти поиграть, а может дать ребенку чашку и ложку, поставить удобный стульчик и предоставить ему возможность поучавствовать в совместном труде. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок не был ленивым, с самого раннего возраста используйте его желание трудиться