Приложение МААМ

Доклад «Организация опытно-экспериментальной деятельности на прогулке»

Лариса Арбузова
Доклад «Организация опытно-экспериментальной деятельности на прогулке»
▼ Скачать + Заказать документы

«Ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира».

В. А. Сухомлинский.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Роль воспитателя заключается в том, чтобы поддерживать, сохранять первые, яркие детские впечатления, опираясь на них, научить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы. С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой – предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений. И для того, чтобы ребенок как можно лучше познал мир, в нашей группе ведется работа по экспериментальной деятельности. Как уже говорилось дети по своей природе исследователи, которые с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз мы даем детям возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы. Детское экспериментирование воспитывает в детях инициативность, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Публикация «Доклад „Организация опытно-экспериментальной деятельности на прогулке“» размещена в разделах

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, почвой, снегом, воздухом, камнями. Например, в конце марта во время наблюдения за солнцем на небе, предлагала детям измерить длину тени в одно и то же время в течение недели. Убедились, что тень с каждым днем становилась короче. Сделали вывод, что солнце с каждым днем поднимается выше. Таким образом, экспериментальная деятельность детей, помогла углубить представления об увеличении светового дня.

Весной дети наблюдают за посадкой семян и замечают, что замоченные семена всходят раньше, чем сухие; подкормленные растения дают больше плодов; на прореженной грядке растения вырастают крупнее; на солнечных местах растения лучше развиваются.

Вот некоторые из опытов, которые можно провести в летнюю пору. В яркий солнечный день можно получить эффект радуги. Для этого нужно поставить миску с водой на самое солнечное место. Опустить в воду зеркальце и прислонить его к краю миски, зафиксировав камнем. Повернуть зеркальце так, чтобы на него падал яркий солнечный свет. Затем перемещать лист белого картона перед миской так, чтобы на нём появилась отражённая радуга. Мы объясняем детям, что при входе в воду луч света изгибается, отражается в зеркале и на выходе из воды изгибается вновь, создавая эффект радуги.

Можно заняться и необычной рыбалкой. Для этого нужно привязать к самодельному удилищу леску длиной 1,5-2 метра, к свободному концу лески – любую банку. Закинуть удочку в воду так, чтобы груз утонул, а затем подёргать его за леску так, чтобы банка оставалась погруженной в воду. Спросить у детей, когда «улов» был легче, а когда тяжелее. Подвести детей к пониманию того, что в воде все предметы кажутся более лёгкими, чем на самом деле. Вода выталкивает и поддерживает их.

Следующий опыт можно провести в песочнице. Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставьте в неё карандаш. Затем осторожно засыпьте трубочку с карандашом песком так, чтобы её концы выступили наружу. Вытащите карандаш и увидите, что трубочка осталась несмятой.

Предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.

В летнюю жару хорошо изготовить самодельный фонтанчик. Для этого воспитатель протыкает гвоздём дырочки в пластиковой бутылке. Дети затыкают их спичками, наполняют бутыль водой, выдёргивают спички, и получается фонтанчик. Мы задаё м детям вопросы: «Как у нас получился фонтан? Почему вода не выливается, когда в отверстиях стоят спички?»

В солнечный день мы предлагаем детям проверить путём прикосновения, что нагревается сильнее: песок, светлые или тёмные камни, трава, земля? Подводим детей к выводу, что тёмные предметы нагреваются сильнее, чем светлые, так как поглощают больше солнца.

Осенью интересно рассматривать листья разного цвета с одного дерева. Дети обращают внимание на то, как лист постепенно меняет цвет. При помощи султанчиков, лент, шарика учатся определять направление и силу осеннего ветра. Воздух осенью влажный: на скамейку положить лист сухой бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он влажный. Почему это произошло? Как его можно высушить? (батарея, солнце, утюг, теплое помещение и т. д.) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о намокании и просушивании. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на батарею, другую на стол. Дети наблюдают, делают выводы. Наблюдая за песком, дети замечают, что он стал твердым, замерзшим, его нельзя копать (потому, что земля остыла, готовиться к зиме). Дети слушают, какой звук издают опавшие, замерзшие листья. Почему они так хрустят? (потому, что листья уже не вбирают влагу из дерева и засыхают, мороз их заморозил и они стали хрупкими, поэтому издают такой звук). Дети поливают листья теплой водой из лейки и ходят по ним. Хруста нет, т. к. листья намокли, стали мягкими. А сухие листья не тонут в лужах, из них можно сделать кораблики.

Немало интересных опытов можно провести и в зимнее время. Как проделать дырку во льду? Положите на один кусок льда щепотку соли, а на другой – ничего. Подождите минут десять. Оказывается, в том месте, на которое насыпана соль, лёд превратился в воду, а чистый кусок льда остался полностью замороженным. Это происходит потому, что «солёный» лёд начинает таять при температуре ниже ноля градусов. Теперь детям легко будет понять, для чего лё д на улице в морозы посыпают солью: он начинает быстро таять, и тротуары перестают быть скользкими.

Предложите детям послушать, в какую погоду снег скрипит под ногами: в мороз или в оттепель. Пусть ребята проверят, в какой снег глубже провалится брошенный предмет: в свежевыпавший или в старый, слежавшийся. Вынесите в двух пластиковых бутылках воду на мороз. Одну поставьте в сугроб, другую оставьте на открытом пространстве. Через некоторое время проверьте, в какой бутылке вода раньше начала замерзать. Чем глубже будет находиться емкость с водой, тем теплее будет вода. Самая холодная вода будет в емкости, стоявшей на открытом пространстве.

Это лишь малая толика тех опытов, что можно провести с детьми на прогулке. Мы будем и впредь продолжать эту работу. Ведь нельзя не заметить, что благодаря экспериментальной деятельности детей у них возрос познавательный интерес к окружающему миру, интенсивнее стало развиваться логическое мышление, внимание, наблюдательность. Кроме того, сами по себе опыты интересны и занимательны. Они очень нравятся детям.

Технологию экспериментальной деятельности мы максимально эффективно используем в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы в благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега проводим в зимний период, а изучение песка в теплые месяца, когда в него можно играть; ознакомление же с луной, звездами, ночным небом организовывается в ноябре, декабре, январе – в это время самый короткий день, и поэтому на вечерней прогулке возможны такие наблюдения.

Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы проводим ряд опытов. Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку. Проводя, опыты с воздушным шариком убедились, что резина растягивается при надувании, опустив его в таз с водой, наблюдаем, что он не тонет, не пропускает воду, не размокает.

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности. Кроме того, именно в старшем дошкольном возрасте закладывается и формируется любовь к знаниям и исследованиям, а все это – хорошая основа для успешного обучения в школе. Дети по природе своей – исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Одним из способов практического взаимодействия с окружающей средой являются опыты. Опыты – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Следует отметить, что дети с большим удовольствием участвуют в исследовательской деятельности, которая способствует формированию практических умений и навыков активной познавательной деятельности, быстрейшему усвоению новых знаний о живой и неживой природе. Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления, обобщить результаты, полученные действенным путем, сопоставить их, классифицировать, сделать выводы.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении опытно-экспериментальной деятельности в комбинированной группеФотоотчет о проведении опытно-экспериментальной деятельности в комбинированной группе Фотоотчет о проведении опытно -экспериментальной деятельности в комбинированной группе Детское экспериментирование – эффективный метод.

Фоототчет об опытно-экспериментальной деятельности «Яйцо, какое оно?»Фоототчет об опытно-экспериментальной деятельности «Яйцо, какое оно?» В Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Светлогорский детский сад прошло занятие по опытно-экспериментальной деятельности.

Фотоотчёт об опытно экспериментальной деятельности «Как сажали мы лучок»Фотоотчёт об опытно экспериментальной деятельности «Как сажали мы лучок» Задачи: Формировать основы исследовательской деятельности в процессе посадки лука. Формировать у детей простейшие трудовые умения (посадить.

Фотоотчёт об опытно-экспериментальной деятельности «Нужен ли растениям снег» на прогулке детей средней группыФотоотчёт об опытно-экспериментальной деятельности «Нужен ли растениям снег» на прогулке детей средней группы Познавательное развитие. Познавательно исследовательская деятельность. Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие»,.

Мастер-класс «Организация опытно-экспериментальной деятельности» (из опыта работы)Мастер-класс «Организация опытно-экспериментальной деятельности» (из опыта работы) Ни для кого не секрет, что ребенок усваивает новые знания прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Желание ребёнка получить.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельностиФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности Я уже писала, что к нам на два дня зима заглянула. Это было так удивительно. (посмотреть можно здесь) И решили с ребятами, если снег останется.

Фоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельностиФоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельности Сообщение из опыта работы. Выступление на педсовете по опытно-экспериментальной деятельности от 29.11.18. Педсовет прошел в игровой.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности «Сила магнита» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: Сила магнита Возрастная группа:.

Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Задачи создания и функционирования уголка опытно-экспериментальной направленности:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Организация опытно-экспериментальной деятельности на прогулке»
Опубликовано: 24 сентября 2021 в 17:25
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад «Организация опытно-экспериментальной деятельности на прогулке»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Арбузова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД