Елена Казакова
Организация образовательного пространства в период дистанционного обучения: опыт, проблемы и их решение
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему: «Организация образовательного пространства в период дистанционного обучения : опыт, проблемы и их решение».
Казакова Елена
Доклад на тему: «Организация образовательного пространства в период дистанционного обучения : опыт, проблемы и их решение».
Публикация «Организация образовательного пространства в период дистанционного обучения: опыт, проблемы и их решение» размещена в разделах
Дистанционное обучение – новая, современная технология, которая позволяет сделать обучение более качественным и доступным. Это образование нового тысячелетия, теснейшим образом связанное с использованием компьютера как инструмента обучения и сети Интернет как образовательной среды.
На сегодняшний день дистанционное обучение наиболее быстро и динамично развивающаяся область образования, позволяющая создавать новые модели и формы организации образовательного процесса. По оценкам отечественных специалистов спрос на дистанционное образование в России составляет примерно 1,5 млн человек в год, так как именно дистанционное обучение обеспечивает всем гражданам Российской Федерации доступное, качественное, эффективное образование в соответствии с их возможностями и потребностями независимо от места проживания обучающихся, их социального положения, состояния здоровья, возраста и иных особых условий в Российской Федерации.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. «Педагогическая технология – это организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс» (Б. Т. Лихачев).
С развитием информационных технологий многие сферы жизни переходят в онлайн. Дистанционное образование и работа уже давно не в новинку, а в последние годы уверенно набирает обороты еще одна тенденция – дистанционное обучение в ДОУ. Многие детские сады в России, так или иначе, применяют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в своей повседневной деятельности. Почти у каждого дошкольного учреждения есть веб-сайт, где родители или опекуны воспитанников могут получить информацию о развивающих программах, распорядке дня, графике работы, меню и т. д. Для родителей организуются чаты в мессенджере WhatsApp или ветки на форумах, чтобы каждый родитель мог в любое время задать вопрос сотруднику ДОУ и получить оперативный ответ, узнать о самочувствии ребенка, питании, режиме дня, увидеть его фотографии в период пребывания в группе. Но и это далеко не все.
Существуют образовательные платформы для дистанционного обучения дошкольников, которые позволяют полностью переводить воспитанников на домашнее обучение без посещения детского сада. Кроме того, многие ДОУ разрабатывают собственные методические материалы для удаленных занятий. Используя эти методички, родители могут самостоятельно заниматься с ребенком дома, отправляя педагогу видеозаписи и результаты выполненных заданий.
Дистанционное обучение детей дошкольников зачастую оказывается психологически более комфортным по сравнению с традиционным. Правильно выстроенная система занятий позволяет ребенку гармонично развиваться и мобилизует его творческий потенциал, оставляя к тому же больше свободного времени. Современные способы видеосвязи дают возможность ощущать себя причастным к коллективу, даже находясь дома, и это чувство общности особенно важно для малышей.
В большинстве случаев онлайн обучение в детском саду организуется для тех детей, которые по каким-либо причинам не могут регулярно посещать группу. Это, в первую очередь, малыши с нарушениями развития и хроническими заболеваниями. Таким детям требуется особый уход, и пребывание в обычной группе может стать для них сильным стрессом.
Программы дистанционного обучения в ДОУ, рассчитанные на малышей с нарушениями развития, включают не только задания для детей, но и рекомендации родителям. Виртуальные занятия, организуемые профессиональными педагогами, помогают родителям не просто обучить малыша счету, чтению и письму. Такие занятия играют и куда более важную роль. Они дают родителям понимание правильного взаимодействия с ребенком, помогают узнать об особенностях его развития, лучше понять его потребности и проблемы.
К сожалению, многие родители особенных детей имеют тенденцию самоустраняться, отгораживаясь от тех трудностей, которые возникают в воспитании такого малыша, и, тем самым, отгораживаясь и от самого ребенка. Такое желание отстраниться во многом обусловлено недостатком педагогических и психологических знаний, навыков общения с особенными детьми.
Организация дистанционного обучения в ДОУ с участием квалифицированных педагогов позволяет решить эти проблемы, научить родителей выражать свои чувства по отношению к ребенку и проявлять эмоциональную поддержку. Это очень важно, поскольку отсутствие поддержки со стороны родителей чревато формированием устойчивой тревожности у ребенка, снижением его самооценки, появлением вторичных дефектов развития.
Способы организации дистанционных занятий с дошкольниками
Существует множество способов создания и реализации дистанционных обучающих программ. Чаще всего используются следующие:
• познавательные онлайн-игры, позволяющие родителям проводить занятия с детьми в простой и приятной игровой форме;
• видео-презентации, фотогалереи и виртуальные экскурсии, просмотреть которые можно в удобное время;
• групповые интерактивные занятия и мастер-классы в режиме реального времени;
• тесты, пройти которые можно либо онлайн, либо скачать, распечатать и выполнить;
• дистанционные конкурсы.
При организации удаленного обучения большое значение имеет грамотно составленный план занятий и взаимодействие с родителями. Рекомендации родителям дошкольников по дистанционному обучению направляются по электронной почте или посредством личных сообщений в популярных соцсетях (Одноклассники, ВКонтакте) вместе с методическими материалами и расписанием уроков.
Для многих родителей необходимость взять на себя обучение ребенка на дому становится непростой задачей. Поэтому педагогами организуются группы помощи и виртуальные центры, где можно получить консультацию специалистов, ознакомиться с видеоматериалами, записями конференций, рекомендациями по планированию обучения и взаимодействию с ребенком. Основная задача таких центров – помочь родителям эффективно преодолеть возникшие трудности и овладеть современными технологиями дистанционного обучения, научить их находить общий язык с ребенком и содействовать социализации тех детей, которые не посещают детский сад вообще.
Дистанционное обучение подразумевает организацию занятий по всем основным областям ФГОС ДО. Это и физкультура, и дистанционное обучение музыке для дошкольников, и тематические занятия, приуроченные к государственным праздникам или памятным датам.
Преимущества дистанционного обучения в ДОУ
Онлайн обучение дошкольников имеет ряд весомых преимуществ – как для семьи, так и для персонала ДОУ:
• сокращение расходов на пребывание ребенка в группе;
• повышение качества обучения благодаря возможностям разработки индивидуальных программ для каждого ребенка;
• формирование единой образовательной среды;
• налаживание контакта с родителями и приобщение их к процессу обучения, что благотворно влияет на отношения родителей и детей и помогает им сблизиться;
• улучшение качества жизни семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья;
• увеличение численности воспитанников – это особенно важно в сельских районах, где детских садов нет, либо родители не могут себе позволить оплачивать их услуги.
Но существуют и очевидные минусы:
• Отсутствие очного общения между ребенком и педагогом. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.
• Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет.
• Отсутствует постоянный контроль над ребенком, который для российского человека является мощным побудительным стимулом.
Проблема дистанционного образования начала широко обсуждаться в России в конце 90-х годов XX века. В это время Интернет начал широко использоваться в мире, в том числе в России. Компьютер также перестал быть редкостью и принадлежностью только хорошо обеспеченных семей.
Приводилось много аргументов как за дистанционное образование, так и против него. Вопросы эти связаны были и с организацией учебного процесса, и с качеством знаний, и с возможностями контроля знаний, умений и навыков.
Хотя сейчас развитие информационных и коммуникационных средств вышло на новый уровень, ряд проблем, обозначенных десять лет назад, и сегодня актуальны.
Проблемы дистанционного обучения в дополнительном образовании
1) Технические проблемы
Первое, с чем столкнулись педагоги – это неудовлетворительная работа сайтов, которые предлагались в качестве платформы для онлайн-обучения. Причина проста – они не были рассчитаны на взрывной рост количества посетителей.
Решение. Спустя некоторое время стало понятно, что в такой ситуации предпочтительнее более персонализированное общение (телефон,skype, watsapp, электронная почта). По крайней мере, до тех пор, пока работа крупных платформ не будет адаптирована к ежедневному посещению сотен тысяч пользователей. Перечисленные виды связи привычнее, проще и вполне устраивают как обучаемых, так и педагогов.
2) Проблема коммуникации с родителями
Эпидемия и самоизоляция на большинстве домохозяйств отразились негативно. Это касается взаимоотношений в семье, уровня тревожности и финансовых вопросов. Некоторые из родителей воспитанников оказались уволенными или вынужденно ушли в неоплачиваемые отпуска. Разумеется, это не самым лучшим образом сказалось на том времени, которое они обычно тратили на развитие детей, в том числе и средствами дополнительного образования.
Другими словами, в таких условиях часть родителей перестали выходить на связь, не отвечали на сообщения педагогов о новой схеме обучения и планах по её организации.
Решение. Как показала практика, лучше обращаться к родителям по телефону – кратко объяснить ситуацию и предложить выбрать удобный для них вид связи для обучения детей. Обязательно нужно упомянуть о том, что в сложившейся ситуации дополнительное образование призвано не нагрузить родителей еще больше, а наоборот, помочь им организовать досуг детей. Это позволяет наладить контакт и вернуть учащегося к привычному ритму ежедневных занятий.
3) Предоставление обратной связи
Как уже было отмечено ранее, дистанционное обучение создает определенные проблемы в коммуникации и одной из таких проблем является предоставление обратной связи.
Работая с детьми онлайн, важно помнить, что у них по-прежнему будут возникать вопросы и вам, как педагогу, нужно будет на них отвечать. Если вопросов несколько, то это не так трудно, но со временем они накапливаются и педагогу нужно что-то предпринять, чтобы не тратить на ответы много времени.
Решение. Чтобы хоть как-то упростить предоставление обратной связи, можно использовать голосовые сообщения в качестве ответов. Так вы сможете ускорить процесс коммуникации с учениками и сэкономите немного времени для других заданий.
4) Недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучения, многие педагоги и дети еще не готовы к такому методу преподавания, отдавая предпочтение классическому образованию.
Решение. Дистанционное обучение в системе российского образования будет продолжать развиваться и совершенствоваться по мере развития Интернет технологий и мы будем совершенствоваться и преодолевать трудности вместе с ним.
Конечно же, дистанционное образование не может заменить очное. Однако разумное сочетание различных форм обучения позволит решить одну из важнейших задач модернизации – задачу разностороннего развития обучаемых, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования готовности и способностей адаптироваться к меняющимся социальным условиям.