Юлия Белоусова
Опыт работы «Наблюдение и труд в уголке природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему: «Наблюдение и труд в уголке природы»
Группа №8
Подготовила: воспитатель Белоусова Ю. Г.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Публикация «Опыт работы „Наблюдение и труд в уголке природы“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Уголок живой природы в детском саду – одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Главная особенность уголка природы – непосредственная близость его к детям, что позволяет нам организовать различную деятельность детей на протяжении всего учебного года.
В нашей группе мы с ребятами тоже знакомимся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями, вместе с детьми мы ежедневно, после прогулки, отмечаем погоду в дневнике наблюдений, условными знаками. В конце месяца мы сравниваем, считаем сколько было ясных, пасмурных, дождливых или снежных дней и делаем выводы о погоде прошедшего месяца. Также на прогулке мы наблюдаем за птицами и отмечаем в уголке природы, каких птиц мы видели. На основе приобретенных знаний у детей формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Проводимые наблюдения, на прогулках, на занятиях в экологическом уголке кратковременны. А в течении всего дня дети подходят к растениям, рассматривают их, ведут за ними длительные наблюдения это вызывает у детей интерес к природе. В процессе ухода за ними дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, какие условия для них нужно создавать. У детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
Так как в условиях жизни нашей полосы труд и наблюдения детей на участке зимой, поздней осенью и ранней весной сокращаются, то мы создали условия для непрерывной, длительной и систематической работы по ознакомлению детей с природой в нашем природном уголке.
В нашей группе уголок природы размещен так, что к каждому объекту есть свободный подход для наблюдений и ухода за ним. Все объекты размещены в светлой части группы на низких столиках, они хорошо освещены и не загораживают свет из окна.
Постоянные и обязательные обитатели нашего уголка это комнатные растения, такие как – каланхоэ, фиалка, декабрист, герань, сансевиерия. При размещении комнатных растений мы учитываем их отношение к свету, теплу, влаги. Чтобы наши растения равномерно развивались, мы время от времени поворачиваем их так, чтобы свет падал на их разные стороны.
Уголок природы нашей группы постоянно пополняется новыми комнатными растениями, но делаем мы это постепенно, чтобы дети могли рассмотреть внесенные объекты и понаблюдать за ними. При пополнении уголка природы мы привлекаем внимание всех детей к новым объектам, называем их, рассматриваем вместе с детьми, рассказываем, где произрастает растение, вместе с детьми определяем растению место в уголке природы, а так же рассказываем детям, как ухаживать за вносимыми объектами.
В связи с сезонными изменениями происходящими в природе мы изменяем и состав обитателей уголка природы :
Осенью – в уголок переносим растения, пересаженные из цветника в горшки. Сезонные поделки, как выполненные коллективно, так и выполненные детьми с родителями дома. Беседуем о животных, впадающих в зимнюю спячку, о перелетных птицах.
Зимой – в уголок природы вносим тару с посевами, которые произведены детьми (например лук). Также ведем дневник наблюдения за посевом. В конце зимы вносим сосуды со срезанными ветками березы, тополя, осины. Дети наблюдают и сравнивают, какие ветки раньше распускаются.
Весной – в нашем уголке природы целый огород с зерновыми посадками. Все это оформляется по сказочному сюжету, согласно возрасту детей.
Летом - На территории детского сада высаживаем цветы.
В нашей группе есть экспериментальный уголок, в котором содержится необходимое оборудование для проведения элементарных опытов : лупы, микроскопы, магниты, весы,, бинокли, ложечки и многое другое. Еще есть и природный материал, предназначенный для проведения разных исследований: песок, глина, камни и многое другое. Все это позволяет развивать наблюдательность и любознательность детей, воспитывать активное и правильное отношение к объектам и явлениям природы.
Для работы в уголке природы в нашей группе существуют предметы ухода за растениями: лейки, пульверизаторы для опрыскивания растений, заостренные деревянные палочки для рыхления, воронка и многое другое. Уход за растениями осуществляется дежурными по уголку природы. Перед назначением первых дежурных я проводила с детьми беседу: показывала и рассказывала в чем заключается обязанности каждого дежурного, познакомила с предметами, нужными для дежурства. Объяснила, как оставлять после дежурства все в чистоте и порядке. Мои дети с удовольствием принимаются за дежурство. Благодаря дежурству в уголке природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к растениям, ответственность за порученное дело Все это помогает прививать детям бережное отношение к обитателям уголка природы, овладевать элементарными трудовыми навыками, приучиться к совместному труду со взрослыми, друг с другом, а затем самостоятельно.
Еще в нашем уголке природы есть материал, который дети используют самостоятельно для изготовления игрушек и пособий, используя навыки работы с природным и бросовым материалом: шишки, веточки, семена, листья, коробки и многое другое.
Также в уголке есть дидактические игры (предметные, настольно-печатные, раскраски. Дети разукрашивают и играют с удовольствием, самостоятельно. Есть картотека словесных игр. Картотеки наблюдений за природой, карточки овощи, фрукты. Муляжи фруктов, овощей и животных.
В подвижных играх дети подражают повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Дети с удовольствием играют в такие игры, проводим мы их на улице или спортивном зале детского сада.
В творческих играх наши дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых в природе. В процессе этих игр у детей формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе. Чтобы творческие игры приносили больше пользы, мы используем наборы игрушек, природный материал.
“ Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал” В. А. Сухомлинский.