Оксана Губанова
Методы и средства по формированию ОБЖ детей дошкольного возраста, применяемые педагогами ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад № 83 общеразвивающего вида.
Из опыта работы.
Подготовила воспитатель:
Губанова О. В.
Г. Одинцово
2013г.
ОБЖ рассматривается как область научных знаний, системно изучающая факторы перманентных опасностей, угрожающих жизни и здоровью граждан во всем многообразии их форм жизнедеятельности, закономерности проявления, способы, средства их предвидения и предупреждения, защиты жизни и здоровья в условиях созданных этими опасностями и чрезвычайных ситуаций.
Публикация «Методы и средства по формированию ОБЖ детей дошкольного возраста, применяемые педагогами ДОУ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Мы должны отправить детей в школу с большим багажом не только знаний, но и подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, я использую беседы, дискуссии – это позволяет избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или их удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, я смогла выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, тренинги). Иногда тема не всегда укладывается в одно занятие, поэтому проводилось по отдельным темам несколько занятий или продолжалась эта работа в других видах деятельности.
Например- тема : «Кто я такой?»
Работа по теме:
I – Наблюдение в естественной среде
II – Познавательная деятельность
- дидактические круги – «Моё тело»
- «Мои помощники»
- «Мои чувства», «Моё настроение»
- «Что такое хорошо и что такое плохо?»
- «Что я умею?»
- «Правила доброты»
- «Моё имя»
- составление описательных рассказов
- работа с карточками
- исследовательская деятельность:
• «Чудесный мешочек»
• «Умный нос»
• определение предметов на вкус
• прослушивание сердцебиения
• определение пульса
• измерение длины тела
• работа с энциклопедиями
III – Рассматривание художественных произведений (фотографий, картин, репродукций)
IV – Прослушивание литературных и музыкальных произведений:
Пение: «Зарядка», «Где же наши ручки?», «Из чего же, из чего же»
Чтение: Е. Благинина «Алёнушка», К. Чуковский «Мойдодыр», В. Осеева «Волшебное слово», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
V – Художественно игровая деятельность (Пальчиковые игры, подвижные игры, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры)
Изобразительная деятельность.
Я убедилась, что прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее можно выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за из выполнением.
Я думаю, что безопасность- это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому надо стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности. Надо уделить больше внимания организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определённого навыка поведения, опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Чтобы у детей не возникало «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об экстремальных ситуациях в быту, я выявила уровень их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков с помощью небольших вопросов:
- Как тебя зовут? Имя, фамилия
- Где ты живёшь? Домашний адрес?
- Номер домашнего телефона?
- Как зовут твоих родителей? Фамилия, Имя, Отчество
- Место работы родителей?
- Адрес детского сада?
- К кому и по каким телефонам обращаются при пожаре, нападении, травме, запахе газа?
- Включаешь ли ты без родителей электроприборы, аппаратуру?
- Знаешь ли ты как вести себя в сложных и неожиданных ситуациях?
Результаты получились такие: дети знают свои данные, но не все знают номер телефона, место работы родителей, не все знают как вести себя в опасных ситуациях.
В данной работе очень важна работа по взаимодействию с родителями. В воспитании детей неоспорима роль семьи. Каков эталон родителей, ориентированный на воплощение этой цели? Это- «идеальные родители», то есть строящие гармоничные взаимоотношения в семье на основе житейской мудрости, терпения, взаимопонимания, уважения, истины, добра, красоты. Это – родители, которые показывают положительный пример своим детям. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Это осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации. По каждому разделу с родителями проводились консультации. Проводилось тестирование на тему «Откуда опасность», где был задан ряд вопросов:
- В порядке ли в вашей квартире электропроводка, газовая плита?
- Выключаете ли вы телевизор по окончанию просмотра передач?
- Запрещаете ли вы своим детям играть со спичками и другими огнеопасными предметами?
- Храните ли вы в квартире легковоспламеняющиеся вещества (бензин и т. д.)
- Как вы объясняете ребёнку, что нельзя баловаться с огнём?
- Что знает ваш ребёнок об электричестве?
Темы консультаций – практикумов:
• «Не оставляйте детей без присмотра»
• «Что нужно делать при пожаре»
• «Как знакомить детей с основами безопасности»
• «Как устанавливать ёлку»
• «Не допускайте шалостей с огнём»
• «Как вести себя во время пожара»
• «Ребё нок и огонь: обеспечить безопасность»
• «Отчего происходит пожар»
• «Предметы, требующие осторожного обращения»
• «Использование и хранение опасных предметов»
• «Личная безопасность»
• «Обращение с электроприборами»
• «Правила поведения при пожаре»
Между педагогами и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность и обиду.
Мною ставились следующие задачи: - знакомить детей с социальной действительностью, сформировать у детей представление о своем организме, о чувствах, о мыслях, о поступках, об умениях, о семье, о родословной, о том, как мы живём в детском саду.
- дать понять кто такие дети и взрослые, зачем и как работают взрослые люди, зачем и как люди отдыхают.
Дети могут не только усвоить эти знания, но и стараться применить это в жизни. О природе, о здоровье мы говорим постоянно, но о том какие опасности подстерегают ребёнка дома – в этом может помочь карточки дидактического материала, упражнения практической жизни, разыгрывание опасных ситуаций в быту, в природе, в обществе. Материал на эту тему даётся детям в доступной форме и строится на раскрытии причинно – следственных связей.
Темы рассматриваемые в течение учебного года:
• «Физическая культура»
• «Здоровье и безопасность»
• «Кто я такой?»
• «Я и общество»
• «Природа и я»
Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности, неопределённость современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста : повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приёмы, вводит ребёнка в социальный мир.