Инна Киреева
Технологии полоролевого воспитания средства, методы и формы
▼ Скачать + Заказать документы
1. Технологии, способствующие формированию
полоролевых знаний и представлений
• Специально организованные виды деятельности
Этические индивидуальные и совместные беседы как с мальчиками, так и с девочками.
«Мальчики – защитники слабых», «Мальчики – юные мастера» и пр.
«Девочки – маленькие принцессы», «Девочки – будущие мамы» и пр.
Темы совместных бесед «Внешние формы поведения мальчика и девочки», «Мальчики и девочки в совместной деятельности» и пр.
• Игры-состязания, стимулирующие познавательную активность
Публикация «Технологии полоролевого воспитания средства, методы и формы» размещена в разделах
«Назови смелую профессию», «Опиши словесно портрет мальчика (девочки)», «Кто составит небольшой рассказ о мальчике (девочке) по заданным словам (весёлая, озорная, забавная, смешливая; герой, храбрец, победитель, рыцарь?».
• Символические игры
1. «Предмет-мужчина, предмет-женщина». Задание. Рассмотреть предмет (кувшин, лампа, подушка, карандаш, представить, кем бы он стал, если его оживить (мужчиной, женщиной, и обыграть эти предметы, изображая их взаимодействие – словесно или жестами.
2. «Мой любимый герой». Задание. Нарисовать образ любимого героя, реального или литературного; раскрыть словесную его суть; прикосновением волшебной палочки превратиться в того героя, кого нарисовал.
3. «Сбор чемодана». Задание. «Собрать в чемодан» те черты характера (овеществлённые в знаках и символах, которые помогают мужчине и женщине в жизни, способствуют умению видеть и пони мать другого.
• Дидактические игры
«Мама», «Кем я хочу стать? Как буду работать?»
Материал: набор открыток с изображением букетов, сувениров, предметов, карточки с текстом «волшебных слов».
Ход игры: по предложению педагога дети сочиняют рассказ на тему «Моя мама дома и на работе» и описывают её портрет; с помощью открыток разыгрывают ситуации: «Выбираем подарок для мамы (бабушки, сестры)», «Поищем и найдём «волшебные слова для мамы».
2. Технологии, способствующие овладению способами полоролевого поведения
• Специально организованные проблемные ситуации
Педагог описывает те ситуации, которые ежедневно возникают в детском саду.
• Прогнозирование ситуации
Его суть – представить свои действия в предлагаемой неприятной действительности. Основная задача, к которой педагог подводит детей: прежде чем что-то сделать, следует остановиться, подумать: кто ты мальчик или девочка? Как должен повести себя мальчик или девочка, чтобы избежать неприятностей.
Мама просит Свету убрать игрушки за собой и положить их на место. Что будет, если Света выполнит мамину просьбу? А если откажется?
• Моделирование жизненно значимой ситуации, включающей проблему и ряд действий, которые следует выбрать и которыми следует руководствоваться в среде сверстников.
Модель поведения для девочек. Дети вышли на прогулку. У Алёши неправильно застёгнуто пальто. Шапка съехала набок. Ты помогаешь Алёше привести себя в порядок? Жалуешься воспитателю на небрежный вид мальчика? Не замечаешь непорядок в одежде Алёши?
• Сюжетно-ролевые игры
«Дочки-матери», «Переезжаем на новую квартиру», «Дети заболели» и пр.
• Игры-драматизации
«Спящая красавица».
Мальчик или девочка по желанию изображает спящего принца (спящую красавицу. Остальные игроки подходят к спящему герою и пытаются добрыми словами разбудить.
• Подвижные игры
По сигналу воспитателя дети разбегаются, изображая различные предметы. По второму сигналу – находят свою пару. Приз получает та пара, которая первой возьмётся за руки и объяснит, как их предметы могут дополнить друг друга.
Задание педагогам по ходу семинара. Придумайте пары.
• Моделирование ситуаций.
«Прими решение».
Воспитатель читает текст. Задача детей – самостоятельно продолжить или закончить сказку. Ответы детей обсуждаются.
• Имитационные игры
«Любящие родители».
Задание. Предать мимикой, эмоциями чувство радости, нежное, заботливое отношение родителей к своим детям.
«Бездомный котёнок», «Разъярённая медведица» и пр.
• Коммуникативные методы
«Посмотри в глаза», «Секретные совещания», «Подарок». «Скажи комплимент» и пр.
«Секретное совещание». Мальчики собираются на секретное совещание и решают, что доброго и приятного они могут сделать для девочек.
3. Технологии, способствующие воспитанию женственности и мужественности, самосовершенствованию женской (мужской) индивидуальности
• Состязательные игры
«Рыцарский турнир»
«Маленькие хозяйки» и пр.
• Коммуникативные методы
«Новое имя». Дети дают характеристику каждому в группе, начиная с первой буквы имени.
Практическое задание педагогам по ходу семинара.
Инсценировки по сюжетам произведений.
Задание. Раскрыть поступки героев, проявивших мужественность, женственность.
4. Технологии, обуславливающие формирование представлений у мальчиков и девочек о народной культуре и народных
традициях воспитания
• Экскурсия в краеведческий музей
Цель. Знакомить с историей предков, жизненным укладом, одеждой, ролью мужчины и женщины в семье и обществе, предметами женского и мужского мира и пр.
• Диалогово-игровые методы
«Беседа с героем сказки». Пара мальчик – девочка разыгрывают предложенную им ситуацию: сочиняют беседу между двумя персонажами на определённую тему (Василиса Прекрасная, Илья Муромец и пр.)
«Главные слова». По предложению педагога дети вычленяют в сказке слова, раскрывающие нравственный смысл поступков героев.
• Игры-состязания
Назвать пословицы, раскрывающие мужские и женские качества характера; пословицы о семье; душевно спеть колыбельную пр.
• Русские народные игры
«В хороводе мы были», «Утка» и пр.
«Утка». В центре круга – «утка» (девочка, за кругом – «селезень» (мальчик). Он должен поймать утку, стремясь в круг. Стоящие мешают ему, защищая утку.