Сизова Елена Александровна
Доклад на тему: Интеграция образовательных областей в процессе развития творческих способностей
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей в процессе развития творческих способностей
В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольника.
Публикация «Доклад на тему: Интеграция образовательных областей в процессе развития творческих способностей» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Содержание художественно-эстетического развития дошкольников включает в себя изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование - традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединенные общим понятием «продуктивная деятельность детей». Продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создается некий продукт – может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили, но и творческой (например, рисование по собственному замыслу, что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества.
Начинать работу по приобщению детей к изобразительному искусству и развитию творческих способностей дошкольников следует как можно раньше. Это очень важный период, проживая который, ребенок приобретает умения, которые в дальнейшем позволяют ему освоить мир взрослых. Это уникальный период по силе эмоционально-чувственного восприятия, формирования начальных представлений о духовных ценностях.
При этом одним из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного дошкольного образования является интеграция. Интеграция в системе специально организованных занятий очень актуальна, так как:
Интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;
Помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обобщению;
Развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
Воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно – творческих и музыкальных способностей ребенка.
Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества ребёнка, раскрытия его способностей, выявления его одарённости.
Именно интеграция - одна из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Интегративный подход при решении образовательных задач вызывает интерес, способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. Я убеждена, что необходимо стимулировать в детях разные виды творчества, предоставить возможность каждому ребёнку самовыразиться, проявить свой творческий потенциал, и интегрирование лучше всего позволяют это реализовать. Все это возможно в большей степени на занятиях по изодеятельности.
Понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать содержание области «Художественное творчество» с другими областями Программы. Например, с образовательной областью «Познание» - первичное представление о деятельности народных мастеров, дети обозначают разные виды народных промыслов, ведут сравнение. «Социализация» - беседы, рассматривание игрушек, альбомов, открыток. «Чтение художественной литературы» - чтение и слушание рассказов, легенд и сказок при знакомстве с декоративно-прикладным искусством, элементарное словесное творчество. «Коммуникация» - творческое рассказывание о народных промыслах. «Физическая культура», «Здоровье» использование пальчиковой гимнастики. «Безопасность» - беседы о правилах использования художественного материала и оборудования. «Музыка» - разучивание и исполнение частушек, песен об изделиях Хохломы, Дымки и др. «Труд» - знакомство с пословицами и поговорками о труде мастеров народного творчества.
Для реализации интеграции образовательных областей я решаю следующие задачи:
1 Приобщить дошкольников к декоративно – прикладному искусству.
2 Обеспечить условия для взаимосвязи изобразительной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
3Создать условия для развития творческой активности детей в изобразительной деятельности (в частности, декоративно – прикладном искусстве).
4 Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых (совместных мероприятий с участием воспитанников, родителей, сотрудников).
5 Активизировать участие родителей в жизни ребёнка и детского сада.
6 Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.
Опыт работы показывает, что интеграция позволяет раскрыться каждому ребёнку в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, найти применение своих способностей в создания коллективного и индивидуального творческого продукта. Важным аспектом является представление результатов этой деятельности.
Поскольку продуктивная деятельность наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, они позволяют развивать у детей самые разнообразные положительные качества: самостоятельность, доброжелательность, жизнерадостность, инициативу, творческую выдумку, облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний, приобщают к коллективным переживаниям, наполняют детскую жизнь яркими красками.
В процессе продуктивной деятельности: интегрируется содержание разных образовательных областей; создаются условия для познавательной деятельности; создаются условия для поисковой совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей; формируются коммуникативные качества; расширяется социальный опыт; развиваются творческие способности.
Поэтому в творческой деятельности более эффективно, с одной стороны, закрепляются навыки и умения, а с другой – увеличивается потребность в познании нового, расширяется кругозор в совместных действиях и переживаниях. И в этом случае, полезна интеграция разных видов деятельности.
Таким образом, реализация принципа интеграции в процессе образовательного процесса по многим показателям повышает его результативность.
Результативность интегрированного образовательного процесса видится в следующем :
- содержательный результат — становление общекультурного уровня детей, целостное познание окружающего мира;
- дидактический результат — овладение дошкольниками различными способами усвоения интегрированных знаний об окружающем мире;
- воспитательный результат — мотивация самовыражения, готовности детей творить, познание собственных возможностей, механизмов исследования, экспериментирования, творчества.
Таким образом, интеграция в образовательном процессе ДОУ положительно отражается на итогах развития интегративных качеств личности дошкольников, что является одним из критериев ожидаемых результатов по созданию условий для достижения равных стартовых возможностей для обучения в школе.
Список литературы
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008.
Поддъяков Н. М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2003.
Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2004.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
1. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте//Лекции по психологии. – СПб, 1997.
2. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. – М., 1986.
3. Лейтес Н. Бывают выдающиеся дети. // Семья и школа, №3, 1990.
4. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М. : Знание, 1991.
5. Одаренные дети. / Сборник. Перевод с англ. М., 1991.
6. Моляко В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии, № 5, 1994.