ШТЫРКОВА ЕЛЕНА
Игра как ведущая деятельность дошкольника в воспитании нравственно-патриотических основ
▼ Скачать + Заказать документы
Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного воспитания. Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им.
Публикация «Игра как ведущая деятельность дошкольника в воспитании нравственно-патриотических основ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
Развитие волевых качеств, таких как, умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
Формирование самооценки своих поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и бережного отношения к ней, а так же воспитание уважительного отношения к культуре других народов – это тоже критерии нравственного воспитания.
Важным средством нравственного воспитания является приобщение детей к традициям народа. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные подвижные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.
Народные игры являются неотъемлемой частью социально - нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Нравственное воспитание детей, как и патриотическое нужно начинать в раннем возрасте. И лучше всего это делать посредством подвижной игры.
Народная игра способствует развитию у ребенка умственных способностей, нравственных чувств, создает богатый эмоциональный настрой, развивает его волю и характер.
В играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность (украинская народная игра «Колдун», русские народные игры «Пятнашки», «Горелки», «Квас»).
К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована элементарная способность к ориентировке в окружающей обстановке. Она определяется умением ребенка правильно оценить обстановку, уметь понять настроение и состояние людей и выбрать соответствующую линию поведения.
Не менее важной формой работы в развитии нравственно-патриотических качеств дошкольника являются досуги и развлечения. Такие как: «Осень в гости к нам пришла», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Зимние забавы», «23 февраля – отмечает вся страна!», «Зелёный огонёк», «День здоровья», «Спасите братьев меньших» и т. д. Праздник в детском саду - особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создание максимально благоприятных условий для их развития. Дети дошкольного возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость и острота восприятия, стремление к самовыражению. Праздник помогает детям выразить свои эмоции, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус, активизирует их. Основная направленность праздников - формирование детско-взрослой нравственной общности. При правильной работе взрослых с детьми по организации праздников в сознании ребенка появляется различие: понимание данной ребенку жизни — и исторической жизни народа; представление о государстве и народе, и понимание его собственной жизни, жизни семьи, товарищей, группы. Они дают возможность в процессе их подготовки объединить весь коллектив детского сада (детей и взрослых, а также родителей воспитанников ДОУ. Итак, народные праздники, как совместная деятельность дошкольников, оказывают большое влияние на усвоение детьми нравственного поведения.
Основа формирования будущей личности – это гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста. Одной из базовых основ гармоничного развития личности является нравственно – патриотическое воспитание дошкольника. В свою очередь нравственно-патриотическое воспитание можно разделить на отдельные две части объединенных принципами и задачами: - нравственное воспитание - подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между самими детьми, привычку играть и трудиться, заниматься сообща; умение договариваться и помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающему миру и людям; заботливое отношение к малышам и пожилым людям, умения помогать им; а так же развитие самостоятельности и волевых качеств, таких как, умение ограничивать свои желания и расширять возможности самостоятельности, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные правила и нормы поведения в обществе, в своих поступках следовать положительному примеру. - патриотическое воспитание – подразумевает формирование самооценки своих действий и поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и страны, а так же бережное отношение к традициям и жизни своей малой и большой Родины, а так же воспитание уважительного отношения к культуре других народов (толерантность). Важным средством нравственно-патриотического воспитания является приобщение детей к традициям своей страны и малой Родины
Поэтому в работе по нравственно – патриотическому воспитанию используются разнообразные игры: дидактические, малоподвижные и подвижные. Но основой всех игр, направленных на нравственно-патриотическое воспитание дошкольника является народная подвижная игра. В любой игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный и социальный опыт; в игре каждому из детей приходится добровольно отказаться от своих собственных желаний и согласовывать свои замыслы и идеи с другими участниками игры, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции и преодолевать разнообразные игровые трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные силы и результаты, а так же силы и результаты товарищей по игре. Народные игры наиболее доступны и являются неотъемлемой частью социального и нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В этих играх отражается образ жизни людей, их труд и быт, национальные устои, представления о чести, смелости и мужестве, желание обладать силой, ловкостью и выносливостью, проявлять смекалку, выдержку и находчивость. Радость движения сочетается с нравственно-духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственно- патриотическую основу, учат дошкольника обретать гармонию с окружающим миром. У ребят формируется устойчивое, заинтересованное и уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны каждому ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора и уточняют представления об окружающем мире. Народные игры, в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу формирования гармонично развитой и активной личности, сочетающей в себе нравственно – патриотическое и духовное богатство, а так же моральное и физическое совершенство. Перед самой игрой воспитатель обязательно должен рассказать об изначальной культуре и быте того или иного народа, все зависит от того, игру какой народности использует педагог. В играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение и познавательная активность. Но за последние годы в нашем обществе произошли значительные изменения в экономике и политике, повлекшие за собой ряд негативных явлений, одним из которых является некоторое разрушение традиционно хороших отношений между народами, населяющими нашу страну, ухудшение межнациональных отношений. И здесь на помощь приходит подвижная народная игра, как одно из средств социально – нравственного воспитания детей. Ребенок, не разбирается в политических или социально экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, а сверстники это дети разных национальностей. Именно поэтому нравственно – патриотическое воспитание детей нужно начинать в раннем возрасте. И лучше всего это делать посредством подвижной игры. Потому, что игра естественный спутник жизни ребёнка, его источник радостных эмоций обладающий великой воспитательной силой.
Народные подвижные игры по своей сути являются традиционным средством педагогики. На протяжении многих веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт и труд, национальные устои, представления о чести, смелости и мужестве, желание обладать силой и ловкостью, воспитывает выносливость, быстроту и красоту движений, проявление воли и стремление к победе. Народная игра способствует развитию у ребенка умственных способностей, нравственно-патриотических чувств, создает богатый эмоциональный настрой, развивает его волю и характер.
Игра – это серьезная школа для развивающегося мышления детей, через которую ребенок познает окружающий мир. Придается большое значение игре, так как считается, что она является отражением жизни. В игре, все как будто понарошку, но в этой условной обстановке очень много настоящего. Действия всех играющих достаточно реальны, их чувства искренны, а правильно организованная игра способствует подготовке к будущей жизни. Усвоение социальных ценностей происходит в коллективной деятельности, любая игра развивает чувство коллективизма и товарищества. А увлекательное содержание игр и эмоциональная насыщенность являются важным фактором формирования физических, психических, эстетических и нравственно-патриотических основ личности ребенка. Одно из ведущих мест в подвижной игре считаются слова. Они являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на игру, безоговорочно и точно выполнять правила. Эти слова быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневной жизни. Особые свойства у игровых припевов и игровых приговоров. Ими начинают игры или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок, а чаще всего содержат условия самой игры. Словесные приговоры и припевы придают смысл игровым действиям или составляют простое пояснение ходу действия.
Праздник помогает детям выразить свои эмоции, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь и художественный вкус. Основная направленность праздников - формирование детско-взрослой нравственной общности. При правильной работе воспитателей с детьми по организации праздников в сознании ребенка появляется различие: понимание данной ребенку жизни — и исторической жизни народа; представление о государстве и народе, и понимание его собственной жизни, жизни семьи, товарищей, группы. Они дают возможность в процессе их подготовки объединить весь коллектив детского сада (детей и взрослых, а также родителей воспитанников ДОУ. Итак, народные праздники, как совместная деятельность дошкольников, оказывают большое влияние на усвоение детьми нравственно- патриотического поведения. Огромное значение в формировании социально нравственных качеств дошкольников играет использование на занятиях физической культурой - игры – эстафеты. Благодаря играм-эстафетам у детей формируются такие качества, как: чувство коллективизма, стремление к победе, взаимопонимание и взаимовыручка, дружба, слаженность действий, ответственность, и др.
К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована элементарная способность к ориентировке в окружающей обстановке. Она определяется умением ребенка правильно оценить обстановку, уметь понять настроение и состояние людей и выбрать соответствующую линию поведения. Не менее важной формой работы в развитии нравственно- патриотических качеств дошкольника являются такие мероприятия-как: «8 Марта – Международный женский день», «День здоровья», «День смеха», «Рождественские вечера», «Пасха», «Колядки», «9 Мая» и т. д. Праздник в детском саду - особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни.
Праздник помогает детям выразить свои эмоции, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь и художественный вкус. Основная направленность праздников - формирование детско-взрослой нравственной общности. При правильной работе воспитателей с детьми по организации праздников в сознании ребенка появляется различие: понимание данной ребенку жизни — и исторической жизни народа; представление о государстве и народе, и понимание его собственной жизни, жизни семьи, товарищей, группы.
Огромное значение в формировании социально нравственных качеств дошкольников играет использование на занятиях физической культурой - игры – эстафеты. Благодаря играм-эстафетам у детей формируются такие качества, как: чувство коллективизма, стремление к победе, взаимопонимание и взаимовыручка, дружба, слаженность действий, ответственность.
Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им.
Развитие волевых качеств, таких как умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Формирование самооценки своих поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и бережного отношения к ней, а так же воспитание уважительного отношения к культуре других народов – это тоже критерии нравственного воспитания.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу. Дети должны понять, что их город, село, лес, река, поле – частица Родины. Дошкольникам надо знать, какие заводы есть в городе; о лучших людях города. Знакомя детей с родным городом нужно обратить внимание на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть, что люди из других городов и сел приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторические места. Мысль, что родной город интересен всем, побуждает гордость за родной край.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Очень важно приобщение ребенка как к дидактической, так и к народной игре.
В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, познавательная активность, воображение.
Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат ребенка обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.