Надежда ЕРМЕКЕЕВА
Формирующее оценивание как педагогическая стратегия гармоничного развития личности воспитанника
▼ Скачать + Заказать документы
(слайд 1) Доклад на тему: «Формирующее оценивание как педагогическая стратегия гармоничного развития личности воспитанника»
(слайд 2) Цель: создать условия для формирования знаний у педагогов об умение педагога аргументированно оценивать успехи детей. Повышение профессионального уровня и статуса педагога. Повышение качества педагогического процесса в сфере дошкольного образования.
Публикация «Формирующее оценивание как педагогическая стратегия гармоничного развития личности воспитанника» размещена в разделах
Задача: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике умения педагога аргументированно оценивать успехи детей.
(слайд 3) Дошкольное образование развивается как целевая, открытая, вариативная и ориентированная система. В современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования. Ребёнок – Личность, и начинать формировать успешную личность ребенка следует с создания для него поля успеха. Воспитанники занимаются образовательной и познавательной деятельностью и в ходе этого процесса проводится оценивание. Бенджамин Дизраэли сказал: «Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше».
(слайд 4) Любой ребенок, выполняющий определённую работу, нуждается в оценивании своего труда. Это составляющая часть любой организованной деятельности и процесса взаимодействия взрослого и ребенка. Основная функция оценки – стимулировать развитие ребенка и его внутренние силы, рождающие энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
(слайд 5) Любой педагог должен уметь формулировать оценочные педагогические высказывания, учитывая при этом возрастные особенности и подход к детям. Только правильно подобранные высказывания создают благоприятный психологический климат в группе и устанавливают правильные взаимоотношения педагога с детьми, а также помогают побороть ребенку страх, нежелание выслушивать мнение о своей работе.
(слайд 6) Аналитико-рефлексивное оценивание способствует развитию трё х важных качеств человека:
• Самостоятельность: ребенок анализирует, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор;
• Предприимчивость: ребенок осознаёт, что он может предпринять, чтобы ему было комфортно в этой среде;
• Конкурентоспособность: ребенок умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
В своей практике я использую технологию оценивания «Рефлексия», что позволяет мне диагностировать, стимулировать и корректировать деятельность воспитанников. Что узнали? Что услышали? Что увидели? Что делали? Понравилось или нет? Ответы на вопросы такого типа прежде всего дают детям возможность осознать свои достижения и проблемы. Также, в зависимости от обстоятельств, при взаимодействии с детьми я применяю следующие виды рефлексии: физическую рефлексию (успел / не успел, сенсорную рефлексию ( самочувствие: комфортно / дискомфортно, интеллектуальную рефлексию (что понял, что осознал / что не понял, какие затруднения испытывал). Во время рефлексии ребенок отвечает сначала на простые вопросы, затем вопросы усложняются, заставляя его задуматься о смысле происходящего, о том, зачем ему это и каким образом он достиг положительного результата, а также почему, с его точки зрения, это ему не удалось.
(слайд 7) Можно выделить несколько функций педагогической оценки, рассмотрим две основных:
• Стимулирующую функцию - определяет переживание ребёнком своего успеха или неуспеха («Умница моя, у тебя получится хорошая работа», «Я уверена, ты это знаешь», «Молодцы! Все старались!» и т. д.).
• Ориентирующую функцию – ребёнок вследствие педагогической оценки осознаёт собственные знания, результаты своего учения. («Ты – маленький художник, потому аккуратно раскрашиваешь, не выходишь за линии»).
К сожалению, на практике еще встречается разрушающий вид педагогической оценки, когда высказыванием выражают критическое мнение о воспитаннике, его личностных качествах, действиях и их результатов. Что категорически нельзя делать! Например, «Все ребята в твоем возрасте уже хорошо рисуют, а ты даже карандаш плохо держишь», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки». Это все ведет к нежеланию ребенка проявлять себя в различных видах деятельности, общению и взаимодействию. У ребенка понижается самооценка и развивается комплекс неполноценности, и как следствие, раздражительность, озлобленность, агрессивность. Но и необоснованная похвала, гипертрофированные комплименты снижают ощущение успеха, поэтому нужно уметь видеть реальные изменения, достоинства и реальные сдвиги в поведении детей, а также вовремя поддержать их.
(слайд 8) ВЫВОД: таким образом, формирующее оценивание – это результаты успеха ребенка в ходе ДО. Педагог должен соблюдать дидактические требования, помнить о влиянии оценки на эмоциональное состояние ребенка, знать личные особенности каждого ребенка и группы детей в целом, чтобы научиться помогать и поддерживать каждого, создавать комфортный психологический климат. Поэтому педагог должен уметь аргументированно оценивать любую ситуацию и деятельность детей, принимать верное решение, владеть методами стимулирования, уметь потребовать, поощрить, а также и многое-многое другое, вплоть до подлинного артистизма в демонстрации своих чувств. Из этого и складывается педагогическое мастерство.
И в заключении хочу сказать:
• Раскрывайте в ребёнке богатство его души!
• Формируйте у детей умение думать и любить, желания к знаниям и стремления к успеху.
• Воспитывайте детей, опираясь на их физические, умственные и личностные особенности.
• Помните, педагог воспитывает и обучает детей до тех пор, пока учится сам!
(слайд 9)
Список использованной литературы
1. Гриценко З. А. Литературное образование дошкольников. – М. : Академия, 2012. – 352 с.
2. Гриценко З. А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению. – М. : Академия, 2008. – 224 с.
3. Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – М. : ЦГЛ, 2004. – 128 с.
4. Кубышкина Т. А. Волшебный мир звуков и слов. – М. : ДРОФА, 2010. – 352 с.
5. Акулова О. В. Образовательная область "Чтение художественной литературы". – М. : Детство-Пресс, Сфера, 2012. – 192 с.
6. Гурина И. В. Уроки чтения. Читаем и пересказываем. – М. : Фламинго, 2014. – 16 с.
7. Мальцева И. В. Я читаю и составляю тексты. – М. : Клевер-Медиа-Групп, 2015. – 16 с.
8. Узорова О. В. Быстрое обучение чтению. – М. : АСТ, 2017. – 48 с.
9. Ельцова О. М. Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой. Методическое пособие. – М. : Детство-Пресс, 2018. – 144 с.
10. Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – М. : ЦГЛ, 2004. – 128 с.
11. Широкова Г. А. Школа общения для дошкольников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 288 с.