Лариса Александровна Шведова
Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством приобщения к искусству родного города
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №157
«Детский сад комбинированного вида»
Доклад на тему:
«Формирование нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста по средствам приобщения к искусству родного города».
Составила ПДО по ИЗО:
Шведова Л. А.
Кемерово
Формирование нравственно -
патриотических чувств у детей старшего
дошкольного возраста по средствам
Публикация «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством приобщения к искусству родного города» размещена в разделах
приобщения к искусству родного города.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Не секрет, что изобразительное искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую жизнь, разнообразие ее проявлений.
Всем известно, как важно научить ребенка видеть красоту окружающих предметов, явлений и как по-разному их в своем творчестве отображают художники. Современные образовательные программы знакомят детей с произведениями великих отечественных и зарубежных мастеров изобразительного искусства, однако, в них недостаточно внимания уделяется региональному компоненту в области изобразительного искусства. Художники и скульптуры родного города, воспевающие его красоту и трудовые подвиги проживающих в нем людей, известны только небольшому кругу общественности, дети имеют весьма слабое представление об их творчестве. А ведь любовь к тому месту, где ты родился и живешь, ответственность за тех, кто тебя окружает, возникает только тогда, когда ты обладаешь разносторонними знаниями о своем городе, крае, стране.
А стоит ли останавливаться только на знакомстве детей с мастерами мирового значения? Нам и нашим детям посчастливилось жить в одном из самых красивейших мест Земли. Родные пейзажи суровой и прекрасной сибирской природы любимы детьми. Наш город хоть и небольшой, но богат талантливыми художниками. Их работы часто экспонируются в городском музее изобразительных искусств, а также в выставочном зале Дома художников.
У нас есть уникальная возможность приобщить детей к изобразительному искусству не через репродукции, которые зачастую оставляют желать лучшего, а посредством подлинных картин – работ художников нашего города, таких как: Чернов, Зевакин, Осипов, Кравчук Василий Петрович (мой преподаватель по графике) и мн. др. А также не стоит забывать о монументальной скульптуре нашего города, известные монументалисты как: Хмелевской Алексей Павлович (заслуженный художник РФ, Баранов, автор «Памятник первооткрывателю кузнецкого угля Михайле Волкову». Одним словом: работы наших художников – это прекрасный материал, с помощью которого можно успешно решать задачи нравственно – патриотического воспитания.
Формирование патриотических чувств проходит эффективно, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Просто необходимо подключать семью к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением.
Всем известно, что Родина начинается с родного дома, улицы, города. Изучать с детьми места, где живешь, бродить по знакомым улицам, знать чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь приходят родители. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка становится средством формирования возвышенных чувств. Мы должны предлагать родителям такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки, экскурсии, цель которых знакомство с историческими местами, памятниками погибшим воинам; посещение музеев города, выставок тех самых наших художников, о которых я говорила ранее.
Приобщаясь к изобразительному искусству и архитектуре города, дети учатся не только выделять образы картин, видеть перспективу, определять цветовую гамму, получать знания о жанрах и видах изобразительного искусства, формировать умения использовать техники и приемы рисования и лепки, но и узнавать историю родного города, особенности его природы и архитектуры, знакомиться с его жителями.
Когда дети реально видят произведения искусства на которых отражена красота родного края, только тогда у них возникает чувство любви и гордости за свою малую Родину.
В своей работе я использую замечательное пособие, которое разработано к разделу «Изобразительная деятельность» комплексной программы «Радуга» /Т. Н. Доронова/. Содержание подразделов «Красота в жизни и изобразительном искусстве» и «Обучение детей рисованию и лепке» конкретизировано и дополнено материалами о художниках, архитектурных сооружений, скульптурах родного города. Это методическое пособие предназначено для работы с детьми 6-7 лет, составлено с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
Развитие речи;
Познавательное развитие;
Изодеятельность;
Пособие направленно на решение следующих задач:
• Приобщение детей к искусству, знакомя их с архитектурными сооружениями, скульптурами и памятниками нашего города;
• Знакомство с творчеством знаменитых художников, скульпторов родного города;
• Формирование умения понимать содержание произведений и выражать свое отношение;
• Воспитание любви своему краю, чувство гордости за него.
Данное пособие содержит тематическое планирование работы по приобщению к изобразительному искусству родного города, конспекты занятий, методические рекомендации для педагогов и родителей. Предусмотрены следующие формы работы : занятия, посещение выставок (в музее, выставочном зале, выставки репродукций в детском саду, экскурсии к памятникам города, встречи с художниками города, беседы.
Выставки по всем видам изобразительного искусства проводятся перед занятиями или после занятий, на которых знакомят детей с данным видом искусства. На выставках предполагается индивидуальная работа с детьми, с небольшой подгруппой. Чтобы успеть побеседовать с каждым ребенком, понять, как он воспринимает произведение искусства.
Беседы о произведениях изобразительного искусства проводятся один раз в неделю, материал, предложенный детям в ходе беседы, является предшествующим для дальнейшей работы на занятиях по рисованию и лепке.
Ознакомление с произведениями искусства как часть занятия по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
В первой части занятия, с учетом темы и вида изобразительной деятельности, продолжается работа по ознакомлению детей с изобразительным искусством. Рассматривая произведения искусства, дети учатся выделять выразительные средства, которыми пользуется автор произведения (цвет, композиция, материалы и т. д.). Например: какого цвета снег, небо и как это передает художник, какие цвета характерны для осени, зимы и т. п. Во второй части занятия дети выполняют задание по рисованию, лепке или аппликации на тему, которая соответствует содержанию занятия.
Занятие может быть посвящено одному виду искусства (живописи, графике и пр., одному жанру (портрет, пейзаж, натюрморт и пр.) или на определенную тему подбираются разные виды искусства (образ детей в живописи, графике, скульптуре малой формы). Занятие может быть посвящено теме сочетания разных видов искусства (изобразительное искусства, музыка, художественное слово).
На занятиях, беседах активно используется художественное слово, которое помогает понять образ, услышать, как то, или иное событие описали поэты родного города.
Современные возможности ДОУ позволяют иметь в своем арсенале и использовать элементарные технические средства: магнитофон, фильмоскоп, видеомагнитофон, DVD. Относящиеся к активным методам обучения, ТСО (аудиозаписи, слайды, фрагменты видеофильмов и т. д.) позволяют более продуктивно включать произведения искусства в учебно-познавательный процесс, развивать познавательный интерес детей, расширять их зрительные, слуховые образы, объединяя и интегрируя в целостные картины.
Так как тематическое планирование в детском саду одно, соответственно занятия воспитателя и мои занятия тесно связаны.
Свою работу планирую по следующим темам: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад», «Природа родного края», «Государственная символика», «Декоративно – прикладное искусство России», «День победы», «Моя любимая воспитательница» и др.
Только грамотное и творческое руководство процессом формирование нравственно – патриотических чувств у детей посредством приобщения к изобразительному искусству напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки педагогов в области художественно – эстетического воспитания.