Портнова Ольга
Духовно-нравственное воспитание в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему: «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ».
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» размещена в разделах
Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка.
В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости социальной среды. Если не мы, то кто!
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок. Культура – это система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей. Обряды и праздники загадочное и удивительное явление народной культуры.
Необходимо «возвращать» национальную память и трепетное отношение к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых предки передали нам свой жизненный и духовный опыт. В современном мире давно забыты и не употребляются в разговорной речи красивые изречения и старославянские слова, крайне редко используются поговорки, пословицы, потешки, заклички, которыми богат русский язык.
Задача педагога – соединить воспитание и обучение через изучение традиций русской культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.
Целью духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.
Особенные черты русского характера сохранились в устном народном творчестве. В доступной для детей форме в течение длительного времени воспитатель раскрывает значение слова Родина, расширяя и углубляя на конкретных примерах общественные представления детей, которые становятся основой духовного, нравственного, патриотического воспитания дошкольников.
Вот где необходимо черпать жизненные силы, духовность и богатство внутреннего мира! Дети нашего дошкольного учреждения принимают участие в проведении народных обрядовых праздников, где осуществляется изучение детского фольклора, они читают стихи, заучивают заклички, колядки, играют в народные игры.
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Народные игры являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.
Готовясь к Рождеству, мы прочитали детям старшей группы историю «Рождественский Ангел», где девочка отдала свои подарки бедной семье. Детей поразил этот рассказ, их чистые души глубоко восприняли милосердие девочки. В группе была необыкновенная тишина, так они переживали, открывая для себя духовную высоту доброго сердца. К сожалению, в современной педагогике почти исчезли понятия о милосердии, мы как бы забыли о том, что надо учить малышей быть милостивыми, сострадательными.
Православные праздники в детском саду открыли также и педагогам, загадочный, благодатный и светлый мир церковного праздника. Мы ощутили на собственном опыте радость души в эти праздники, необычайный душевный подъем и счастье. За то время, пока готовили праздник для детей, даже стали немного другими: старались никого не обидеть, просили прощения друг у друга, были более искренними и доброжелательными.
Праздник в детском саду повлиял и на родителей наших воспитанников
Атмосфера игры и праздника, веселья, угощения, воспринимается детьми как захватывающе познавательное действо, в котором ребенок берет активное участие. Педагоги имеют замечательную возможность во время занятия диагностировать, формировать, корригировать и направлять моральную составляющую детского характера.
В январе в нашем детском саду прошло РМО, на которое был приглашён отец Иоан, на занятии дети очень внимательно слушали батюшку. Ребята и гости узнали, что Илью Муромца приставили к лику святых. Нужно подчеркнуть, что наши занятия-утренники не перегружены назидательностью, содержат доступный, понятный малышам информационный минимум, который при необходимости можно еще сократить или расширить. События празднования подаются в игровой, театральной форме, некоторые из них заканчиваются вопросом, ставя детей перед моральным выбором, предполагая самостоятельное рассуждение о своих мыслях, чувствах и прогнозирования собственных действий, в похожей ситуации.
Во время образовательной деятельности и на прогулках мы вместе с детьми используем в своей речи пословицы, считалочки, потешки.
Работа детского сада и школы в рамках преемственности важна. Ведь мы, дошкольное учреждение, являемся первой ступенью непрерывного образования детей.
Таким образом, изучив народные традиции, дети хотят узнать историю своей семьи, страны, традиции своего края; игры, песни, народные праздники, промыслы. Приобщение детей к ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к гуманизму, народной культуре, ее духовным ценностям.
Родной край – это-то место, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. «Где родился, там и пригодился» - эту поговорку знают многие, но никто не задумывается о ее смысле. Так как же ее понимать? Человек не должен уезжать куда-либо со своей Родины, он должен жить там, где ему подарили жизнь, и помогать своему государству. Родной край - это люди, которые здесь родились, жили здесь до нас, и те, которые живут сейчас рядом с нами.
Список литературы.
1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология развития М., 2000.
2. Данилюк А. Я., А. М. Кондаков, В. А. Тишков Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2009.
3. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 2003. №9–10.
4. Лагодина Е. Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М. : Просвещение, 2006.
5. Марьенко И. С. Нравственное становление личности. – М., 1985 г.
6. Сухомлинский В. А. Как воспитатель настоящего человека /Сост. О. В. Сухомлинская. - М. : Педагогика. - 1989. - 288 с.