Валентина Корецкая
Дидактическая игра как многоплановое, сложное педагогическое явление
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
2 слайд.
Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
Технология дидактической игры – это конкретная методика проблемного обучения (А. Н. Давидчук). При этом игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено и так пока не будет достигнут конечный результат обучения.
3 слайд: Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:
- активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста;
- развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;
- учит их действовать по правилам, развивает любознательность;
- закрепляет знания, умения.
4 слайд. Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
5 слайд. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
6-7 слайд. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки)
К играм с предметами относятся сюжетно - дидактические игры и игры-инсценировки
8-9 слайд. Настольно - печатные игры - интересное занятие для детей.
Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.
Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре- нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Затем задание усложняется : ребёнок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолёта, два яблока. И самолёты, и яблоки, изображённые на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
10 — 11 — 12 слайд.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки и сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
13 слайд. Обобщая вышеизложенное можно сделать следующие выводы:
- игра – это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей старшего дошкольного возраста;
- в игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников;
- игра способствует вовлечению каждого в активную работу;
- игра позволяет расширить границы жизни ребенка, который может представить себя по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было;
- в игре происходит внутреннее раскрепощение: когда исчезает робость и возникает ощущение “я тоже могу”;
- игра позволяет гармонизировать и демократизировать отношения между педагогом и ребенком;
- дидактическая игра является средством развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, формируя ее компоненты, необходимые для овладения учебной деятельностью (интеллектуальный, мотивационный и практический).
14 слайд. А сейчас я вам представлю дидактическую, которую я использую в своей работе.
Математический планшет «Геометрик»- пособие для детей от 3 до 7 лет. В зависимости от возраста, индивидуальных особенностей детей будет меняться цель и решаемые в ходе игры задачи. Уникальность игры в ее много вариантности. Игру можно использовать в НОД, в индивидуальной и подгрупповой работе, и в самостоятельной деятельности по желанию детей
Цель игры: Способствовать познавательно – математическому развитию детей.
Задачи:
1. развивать умение ориентироваться на плоскости и решать задачи в системе координат;
2. развивать умение работать по схеме, видеть связь между предметами и явлением окружающего мира и его абстрактными изображениями;
3. развивать мелкую моторику и координацию движений руки;
4. развивать сенсорные способности, смекалку, воображение;
5. развивать индуктивное и дедуктивное мышление, дать представление о симметрии, трансформации размера, формы, числа, формирование логико-математических представлений у детей;
6. способствовать развитию интереса, любознательности, внимания, наблюдательности и самостоятельности.
Растягивая разноцветные резиночки между «гвоздиками» в разных направлениях, ребенок может «нарисовать» самые разные изображения. Это могут быть не только геометрические фигуры, но и буквы, цифры, знакомые ребенку предметы несложной формы – кораблик, ракета, цветок, домик, снежинка и т. п. В качестве подсказки вы можете нарисовать простенький чертеж, но не спешите показывать его ребенку – дайте ему время попробовать самостоятельно справиться с задачей.
Для изготовления планшета вам понадобятся:
- прямоугольный кусок фанеры или обычная разделочная доска;
- цветные силовые кнопки;
- карандаш и линейка для разметки доски;
- дрель и суперклей или молоток;
- разноцветные резиночки (банковские или для волос).
Порядок работы: наносим на доску разметку в виде квадратов со стороной 3-4 см. В углы квадратов забиваем силовые кнопки, либо сверлим отверстия тонким сверлом и сажаем «гвоздики» на клей. Готово!
Игры с использованием математического планшета:
1. «Угадай, что это?»
«Рисуйте» на планшете схематичные изображения разных предметов, а ребенку
предлагайте угадывать, что вы изобразили. Со временем вы сможете «загадывать»
изображения по очереди.
2. «Нарисуй мне…»
Давайте ребенку задание, что именно нужно изобразить на геометрике. Начинайте с
самых простых заданий – кубик, домик, снежинка, цветок, и усложняйте их по мере
развития навыков конструирования у вашего крохи. Можно усложнить игру, если не
давать задание не прямо, а загадывая ребенку загадку, ответ на которую он и должен
«нарисовать» с помощью резиночек.
3. «Продолжи узор»
«Нарисуйте» несложный узор из нескольких фигур или элементов и предложите
малышу продолжить последовательность или выложить узор на оставшейся
поверхности по образцу.
4. «Большой-маленький»
Вы «рисуете» на геометрике маленький домик, елочку, снежинку, и предлагаете
ребенку рядом изобразить большой домик, елочку, снежинку и т. д.
5. «Угадай и проверь»
Пример задания: сколько домиков и какого цвета можно разместить на геометрике?
Ребенок может попытаться ответить, просто глядя на планшет, а затем решить задачу
практически. Придумайте разные задания этого типа в зависимости от того, какого
цвета гвоздики вы использовали.
6. «Часть и целое»
Выложите на геометрике большую фигуру, включающую несколько рядов гвоздиков,
например трапецию, прямоугольник, треугольник. Теперь предложите ребенку
поделить ее на равные части, проводя «линии» резиночками» или разделить на
максимальное количество частей (какое, посчитайте вместе) и назвать эти кусочки -
геометрические фигуры.
7. «Самая длинная змейка»
Делая ход по очереди (1 ход – 1 резинка-звено, постарайтесь сделать самую длинную
змейку одного цвета.
8. «Дорисуй»
У игроков равное количество резиночек. Начинайте «рисовать» какой-то предмет,
используя по одной резиночке за один ход. Каждый следующий элемент должен
составлять какой-то узнаваемый осмысленный рисунок. Проигрывает тот, кто не
сможет придумать следующий ход. Например, у вас может получиться такая цепочка
превращений: полоска-крестик-снежинка-цветок и т. д. Или квадрат-домик-окошко в
домике-заборчик-крыльцо и т. д. Старайтесь не акцентировать внимание ребенка на
проигрыше, лучше обращайте его внимание на то, как одни и те же элементы
становятся частями совершенно разных рисунков, как изменяется первоначальный
замысел в зависимости от действий другого игрока.
Вот такая развивающая игрушка появилась у нас в группе. Осваиваем потихоньку. Всем спасибо за внимание!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с «Соловушка» г. Зернограда
«Дидактическая игра как многоплановое, сложное педагогическое явление»
Воспитатель
Корецкая Валентина Васильевна
г. Зерноград