кристина зайцева
Формирование сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятиях в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы. Человек по природе своей социален и потому включен в общественное бытие и конкретно в государственную структуру, в которой осуществляются его права и свободы, реализуется стремление быть уникальной личностью.
Личность по своей феноменологии предполагает развитие. Развитие личности опосредовано системой общественных отношений, развитие личности осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем это опосредование не исключает возможностей формирования собственно внутренних позиций личности, выходящих за пределы наличных общественных условий.
Публикация «Формирование сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятиях в детском саду» размещена в разделах
Человек как личность формируется через свои отношения с другими людьми. Он познает себя как индивида через другого, себе подобного, именно потому, что другой, как и он, является носителем общественных отношений. Личность, следовательно, познается через отношения «Я» и «Ты», «Я» и «Мы», «Мы» и «Они» и т. д.
Необходимым условием развития личности является общение.
В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение – совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Общение - это взаимодействие людей, при котором устанавливается различное взаимопонимание друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения.
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд психолого-педагогических проблем, центральной из которых является проблема формирования сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в детском саду.
Общение в коллективе является одной из основных потребностей старших дошкольников. Этот период самый чувствительный для развития форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания. Дошкольник обычно общается со сверстниками в стенах дошкольного образовательного учреждения: в процессе игры, режимных моментов, прогулки и на занятиях.
Все вышеизложенное обуславливает актуальность изучения особенности формирования сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятиях в детском саду.
Цель работы: теоретическое и экспериментальное изучение навыков сотрудничества старших дошкольников со сверстниками и его формирование на занятиях в детском саду.
Объект исследования: характер и особенности межличностных отношений в коллективе старших дошкольников.
Предмет исследования: формирование сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятиях в детском саду.
Анализ литературы позволил выдвинуть гипотезу: мы предположили, что занятия в детском саду являются эффективным средством формирования сотрудничества старших дошкольников со сверстниками.
Для достижения поставленной цели в исследовании решались следующие задачи:
1. Раскрыть психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста.
2. Провести анализ проблемы общения детей со сверстниками.
3. Изучить совместную деятельность старших дошкольников на занятиях в ДОО.
4. Провести анализ результатов констатирующего этапа эксперимента.
5. Разработать и апробировать программу формирования сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятиях в детском саду.
6. Провести анализ и интерпретацию результатов контрольного этапа исследования.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы исследования применялись следующие методы исследования:
- теоретический (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
- тестирование (наблюдение, беседа, тестирование);
- количественно-качественный (анализ результатов исследования).
Теоретико-практическая значимость исследования состоит в том:
- разработаны рекомендации по устранению трудностей межличностного общения;
- раскрыты педагогические принципы организации и построения воспитательно-образовательной работы, направленной на развитие сотрудничества детей старшего дошкольного возраста;
- выявлены эффективные средства, формы и методы развития сотрудничества.
Эмпирическая база исследования: 30 детей старшего дошкольного возраста (6-6,5 лет) МБДОУ детский сад № 11
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, из двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объем работы составляет ___ машинописных листа.