Евгения Федореева
Семинар-практикум по изодеятельности по программе Лыкова И. А. «Цветные ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа позволяет незаметно осваивать секреты художественного мастерства не по схеме «взрослый учит - ребенок учится», а в интересной, увлекательной общей деятельности.
Образовательные задачи для среднего возраста: озвучит ключевые моменты
• развитие эстетического восприятия и творческого воображения; обогащение детей художественными впечатлениями; ознакомление с произведениями изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства; формирование первого представления о дизайне; знакомство с «языком искусства» на доступном уровне;
Публикация «Семинар-практикум по изодеятельности по программе Лыкова И, А, „Цветные ладошки“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
• расширение тематики детских работ (природа, бытовая культура, человек, сказочные и поэтические сюжеты, поддержка желания изображать знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, тра н - спорт, овощи, фрукты, цветы, де ре вья, животные, а также явления природы (дождь, радуга, снегопад, град) и яркие события общественной жизни (праздники, фестивали, Олимпиада);
• осмысление взаимосвязей между объектами (в окружающем мире, фольклоре, художественной литературе) как темы для изображения; самостоятельный поиск замыслов и сюжетов; выбор способов и средств их воплощение в разных видах изобразительной и художественно-конструктивной деятельности;
• расширение художественного опыта детей; содействие развитию «умной моторики» и дальнейшему освоению базовых техник рисования, аппликации, лепки, художественного конструирования и труда; создание условий для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами (пятно, линия, штрих, форма, ритм);
• содействие формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; стимулирование интереса к выражению своих представлений и эмоций в художественной форме;
• создание оптимальных условий для развития уникальной личности ребенка, ее свободного проявления в художественном творчестве.
Содержание образовательной программы :
Знакомит с «языком искусства», основными средствами художественно-образной выразительности живописи, графики (книжной и прикладной, архитектуры, скульптуры, дизайна, народного и декоративно-прикладного искусства. Вводит в активный словарь новые термины, связанные с искусством и культурой (художник», «музей», «выставка», «картина», «мольберт», «палитра» и др.). Побуждает детей самостоятельно выбирать художественные техники для создании выразительных образов, используя для этого освоенные способы и приемы.
В лепке педагог поддерживает у детей интерес к созданию объёмных фигурок, рельефных изображений, простых композиций из глины, пластилина, солёного теста, благодаря чему дети:
• заинтересованно и целенаправленно обследуют предмет (зрительно и тактильно, выделяют обобщенную форму (шар, куб, цилиндр, овал, диск, пластина) и выбирают рациональный способ формообразования (регулируют силу нажима, комбинируют способы, вдавливают для получения полой формы); самостоятельно применяют в лепке освоенные способы (скульптурный, конструктивный, комбинированный, каркасный, рельефный) и приемы (оттягивание, примазывание, защипывание, прищипывание); самостоятельно используют стеку и различные штампики для передачи характерных признаков создаваемого образа; изобретают свои способы лепки;
• стремятся к более точному изображению (моделируют форму кончиками пальчиков, сглаживают места соединения частей и всю поверхность изделия, передают фактуру); осваивают разные способы соединения частей в целое.
Пример тем по программе Лыковой И. А. :
2 неделя – лепка предметная с элементами конструирования «Во поезд наш едет, колеса стучат…» (коллективная композиция). Способ: деление бруска пластилина стекой на одинаковые части (вагончики)
7 неделя – лепка предметная «Вот какой у нас арбуз». Способ: моделирование частей (корка, мякоть) по размеру и форме, вкрапление настоящих арбузных семечек рациональным способом
8 неделя – лепка предметная по представлению «Мухомор». Способ конструктивный из 4 частей (шляпка, ножка, юбочка, полянка). Изготовление крапин для шляпки (разрезание жгутика на мелкие кусочки)
10 неделя – лепка сюжетная «Вот ежик – ни головы, ни ножек». Экспериментирование с художественными материалами для изображения колючей шубки
24 неделя – лепка сюжетная рельефная «Сова и синица». Освоение рельефной лепки
25 неделя – лепка из соленого теста «Цветы – сердечки»
32 неделя – лепка объемная (коллективная композиция) «Наш аквариум». Активизация применения разных приемов лепки для создания красивых водных растений и рыбок.
В рисовании знакомит с новыми способами рисования; предлагает для декоративного оформления рукотворные игрушки из глины, соленого теста, бумаги, картона;
• с интересом создают образы и простые сюжеты используя виды: по представлению, с натуры и по собственному замыслу, уверенно передают основные признаки изображаемых объектов (структуру, пропорции, цвет); создают геометрические и растительные орнаменты на полосе, квадрате, прямоугольнике, фигурном силуэте; украшают узорами плоскостные и объемные изделия;
• уверенно и свободно используют освоенные изобразительно-выразительные средства (линия, штрих, мазок, пятно, форма, ритм, симметрия/ асимметрия и др.)
• обследуют и более точно передают форму через широкие движения при рисовании на большом пространстве, мелкие – для прорисовывания деталей, ритмичные – для рисования узоров, локальные – в процессе штриховки и возвратные – в процессе тушевки)
1 неделя – рисование предметное по замыслу с элементами аппликации «Картинки для наших шкафчиков». Самостоятельное творчество
5 неделя – рисование по представлению «Храбрый петушок». Совершенствование техники владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта
7 неделя – рисование красками (по представлению) и карандашами с натуры «Яблоко – спелое, красное, сладкое»
8 неделя – рисование модульное (ватными палочками или палочками) «Кисть рябинки, гроздь калинки». Свободное сочетание художественных материалов, инструментов и техник
13 неделя – рисование декоративное «Перчатки и котятки»
19 неделя – рисование по замыслу «Кто - кто в рукавичке живет». Освоение приемов передачи сюжета: выделение главного – крупное изображение по центру на переднем плане; передача пропорциональных соотношений между объектами
21 неделя – рисование сюжетное «Как розовые яблоки, на ветках снегири». Создание простой композиции.
34 неделя – рисование дидактическое «Радуга – дуга, не давай дождя». Самостоятельное творческое рисование разными изобразительно-выразительными частями.
• В аппликации знакомит с историей и спецификой «бумажного фольклора», знакомит с ножницами, увлекает техникой «коллажирование» в результате чего дети:
• создают различные композиции: предметные (пирамидка, яблоко, домик, сюжетные (кораблики на реке, рыбки в аквариуме, абстрактные (осеннее настроение, радость, декоративные (полосатый коврик, ваза с цветами) из готовых и/или самостоятельно созданных форм (полосок, кругов, квадратов, треугольников, трапеций, рваных и мятых комочков бумаги, бумажных силуэтов); составляют аппликации из природного материала (осенних листьев простой формы, наклеек, фантиков, билетов, кусочков ткани;
• начинают пользоваться ножницами как художественным инструментом, соблюдая правила техники безопасности (правильно держать и передавать, резать, вырезывать, убирать на место, осваивают навыки прямолинейного и криволинейного вырезания простейших форм из тонкой бумаги.
4 неделя – аппликация предметная «Цветной домик». Разрезание (на глаз) широких полосок бумаги на кубики (квадраты) или кирпичики (прямоугольники). Деление квадрата по диагонали на два треугольника (крыша дома)
9 неделя – аппликация – мозаика с элементами рисования «Тучи по небу бежали». Знакомство с техникой мозаики: разрезание узких полосок бумаги на кусочки и наклеивание в пределах нарисованного контура
11 неделя - аппликация сюжетная (на основе незавершённой композиции) «Заюшкин огород» (капуста и морковка). Аппликативное изображение овощей: разрезание прямоугольника по диагонали и закругление уголков (две морковки); обрывная и накладная аппликации (капуста)
12 неделя - аппликация декоративная с элементами рисования «Полосатый коврик для кота». Составление красивых ковриков из полосок и квадратиков, чередующихся по цвету. Освоение нового способа – резание бумаги по линиям сгиба.
20 неделя - аппликация предметная с элементами конструирования «Вкусный сыр для медвежат». Вызвать интерес к обыгрыванию сказочной ситуации деления сыра на части (По мотивам венгерской сказки «Два жадных медвежонка»). Учить детей делить бумажный круг пополам. Показать приёмы оформления сыра дырочками. Формировать представление о целом и его частях (круг – целое, половинки – части, четвертинки – части половинок и круга в целом).
29 неделя - аппликация обрывная (по замыслу) ««Живые» облака». Изображение облаков, по форме похожих на знакомые предметы или явления. Освоение обрывной техники аппликации.
32 неделя - аппликация из цветной бумаги или ткани (коллективная) «Рыбки играют, рыбки сверкают» (на основе незавершённой композиции). Изображение рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников). Развитие комбинаторных и композиционных умений.
В организации изобразительной деятельности детей натура начинает играть важную роль. В качестве натуры обычно выступают хорошо знакомые детям предметы, имеющие несложную форму и состоящие из 2–5 частей. Наиболее часто используются игрушки (неваляшка, пирамидка, игрушечный домик из кубиков, зайчик, мишка, кукла (деревянные, пластиковые, меховые). Для натуры подбираются также предметы искусства – народные игрушки, скульптуры и бытовые предметы несложной формы (чашка, чайник, ваза, настольная лампа, подсвечник, художественно выполненные, с однотонной окраской и красивым, но несложным оформлением (полоски, штрихи, пятна, горох и др.). Соблюдает основной принцип организации восприятия предмета: от целого – к составляющим частям (и характерным признакам) – и опять к целому.