МААМ-картинки

Обзор современных авторских методик по здоровьесбережению в ДОУ

Ольга Дюсимбаева
Обзор современных авторских методик по здоровьесбережению в ДОУ

МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида п. Маяк»

«Обзор современных авторских методик по здоровьесбережению в ДОУ»

Подготовила воспитатель Дюсимбаева О. М.

2020г

Тема: Обзор современных авторских методик по здоровьесбережению детей в ДОУ

Когда ребенок заболевает, то это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами пытаемся помочь ребенку: обследуем у лучших врачей, даем дорогостоящие лекарства. Но недаром говорят, что предупредить болезнь проще, чем ее лечить. На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и медицинскими работниками создано и апробировано множество различных здоровьесберегающих методик.

Публикация «Обзор современных авторских методик по здоровьесбережению в ДОУ» размещена в разделах

Тема здоровьесбережения актуальна и близка нам, продолжительное время детский сад работал по программе «Здоровье» Алямовской и в 2015 г. cтал лучшим детским садом по здоровьесбережению.

И сегодня я познакомлю вас с некоторыми, интересными на наш взгляд, авторскими методиками и парциальными программами, которые мы используем в своей работе по здоровьесбережению.

1. Точечный массаж по Уманской

Слайд №1

Методика детского точечного массажа разработана профессором Уманской А. А. показала хорошие результаты при регулярном применении. Как и любой метод оздоровления, не дает быстрых результатов, но если проявить терпение и практиковать его последовательно и регулярно, то можно забыть о простуде и избавиться от хронических заболеваний носоглотки – гайморита и аденоидов.

Точечный массаж с успехом применяется в детских садах, так как он прост, эффективен и занимает немного времени.

Методика Уманской заключается в стимуляции пальцами девяти точек на теле, расположенных в легкодоступных местах. Воздействуют на точки большим, указательным или средним пальцем. Каждая зона, в соответствии с рекомендациями, массируется сначала 9 раз по часовой стрелке, что активирует зону, затем 9 раз против часовой стрелки для расслабления и успокоения. Биозоны массируются в строгом порядке. В профилактических целях используют мягкое воздействие на точки, при заболеваниях интенсивность стимуляции усиливается.

Парные зоны растираются пальцами одновременно всегда в направлении сверху вниз. Для усиления эффекта используются массажные масла и бальзамы.

Простота и доступность методики делает возможной ее применение и в дошкольном учреждении, и дома. Она не имеет ограничений по возрасту: делать точечный массаж можно с первых месяцев жизни младенца, а подросшие дети могут делать его самостоятельно.

Важно сформировать в детстве положительное отношение к оздоровительным процедурам. Поэтому самомассаж, как метод профилактики простудных заболеваний и гриппа и метод коррекции речевых нарушений, практикуется в дошкольных учреждениях в легкой игровой форме.

Несложные упражнения, которые сопровождаются традиционными для массажа действиями: растиранием, разминанием, пощипыванием, поглаживанием разных участков тела, делаются дошкольниками самостоятельно. Упражнения тонизируют мышцы, развивают мелкую моторику, активизируют работу головного мозга.

Игровой самомассаж используется в образовательной и игровой деятельности дошкольников, при индивидуальной работе с ними.

Занятия сопровождаются музыкой, забавными песенками, потешками, считалками. Педагоги используют для процедур нетрадиционные материалы: еловые шишки, грецкие орехи, карандаши, бумагу, мыло, массажные мячики, пластиковые массажеры, что нравится детям.

2. Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Слайд №2

Дыхательная гимнастика Стрельниковой – это немедикаментозный оздоровительный метод.

Эта гимнастика универсальна. Она может быть лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение.

-активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

- повышает внимание и улучшает память

- в сочетании со звуковыми упражнениями эффективна в логопедической работе

- улучшает речевое дыхание и звучность речи

- устраняет гнусавость, нарушения темпа и ритма речи

3. Гимнастика для глаз по методике Э. С. Аветисова

Слайд №3

Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации. Сохранить зрение, научить ребёнка правильно им пользоваться- важнейшая задача родителей и педагогов.

Одним из приемов оздоровления ребенка является гимнастика для глаз или, как ее еще называют, офтальмологические паузы. Гимнастика для глаз дошкольников проводится для того, чтобы предотвратить нарастающее утомление, а также для укрепления глазных мышц.

4.«Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» Николая Николаевича Ефименко.

Слайд №4

-это авторская программа совершенно нового уровня, научно обоснованной системы физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей

Н. Н. Ефименко занимается вопросами физического воспитания детей и считает, что традиционный подход к физкультуре устарел еще в середине 80-х годов прошлого века, а прежние методики физкультурно-оздоровительной работы в детском саду и начальной школе требуют своего кардинального пересмотра».

Подвергнув критике традиционный подход, он предложил совершенно новую систему физического воспитания и оздоровления детей, которая была апробирована в практической работе, как со здоровыми детьми, так и с детьми-инвалидами, страдающими детским церебральным параличом, на протяжении многих лет».

Как утверждает автор : «В природе уже давным-давно есть все — необходимо лишь понять ее секреты и использовать в своей педагогической деятельности».

Поэтому биологическую основу новой авторской системы составляют восемь «золотых» формул двигательного развития детей. Содержание их сводится к следующему:

• любую форму двигательной активности детей разумно начинать из горизонтальных положений как наиболее естественных и постепенно усложнять к более вертикальным;

• начинать упражнение в любом из исходных положений рациональнее с более низких поз;

• начинать двигательную деятельность разумнее со сгибательных поз тела и конечностей («поза эмбриона»);

• в любом положении упражнения должны выполняться «от темечка — к пяткам»;

• все движения в конечностях сначала должны выполняться в крупных суставах, а затем в средних и мелких;

• чем ниже положение ребенка, тем естественнее для него медленные и плавные движения, чем выше положение (ходьба, бег, подскоки, прыжки, тем более характерными должны стать относительно быстрые, «взрывные», ударно-баллистические движения;

• чем ниже и горизонтальней положение тела ребёнка - тем более естественным для него является расслабленный режим упражнений, чем выше и вертикальней положение тела по отношению к опоре - тем более напряжённым должен быть режим мышечной деятельности.

• для крупных мышечных массивов (спины, живота, плеч, бедер)естественны медленные движения, а для мелких мышц подходят быстрые и взрывные.

Отличительной чертой программы является новый подход к физическому воспитанию с новой идеологией, философией, методикой.

Театр — это игровая по форме новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей.

Коренные отличия авторской системы выражаются в десяти заповедях двигательного развития дошкольников:

1. Следуй логике природы (педагогика должна быть естественной — постепенное увеличение нагрузки от упражнений лежа к ходьбе, бегу, прыжкам).

2. Физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающейся спирали.

3. Педагогический спидометр, или о так называемых общеразвивающих упражнениях (подбирай подготовительную часть в соответствии с «эволюционной гимнастикой»).

4. Деление занятия на три части должно быть не формальным, а по физиологической

сути.

5. Театр физического воспитания дошкольников (играя — оздоравливать, играя — воспитывать, играя — развивать, играя — обучать).

6. Положительная светлая энергия радости и удовольствия (физическое воспитание должно заряжать детей положительными эмоциями).

7. Двигательный портрет дошкольника «рисует» методика игрового тестирования.

8. Создай тренажеры сам.

9. Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции.

10. Через движение и игру — к воспитанию Человека будущего: комплексная педагогика жизни.

Автор видоизменил общепринятую структуру основных движений, учитывая то, что ни одного этапа двигательного развития новорожденного игнорировать нельзя, поскольку в Природе нет ничего «лишнего», а предыдущий вид движений предопределяет последующий.

5. Технология В. Ф. Базарного

Слайд №5

В этом году мы начали работать с применением новой для нас здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного

Буквально несколько слов об авторе этой замечательной программы.

Базарный Владимир Филиппович – российский ученый, врач и педагог-новатор. Более 30 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы – предотвращению демографической катастрофы страны путем сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений.

Являясь руководителем Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем Московской области, совместно с сотрудниками создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». На ее базе разработана и широко апробирована целостная система здоровьеразвивающих педагогических технологий.

Его разработки признаны научным открытием, защищены патентами, одобрены Минздравом, утверждены Правительством, дают гарантированный результат улучшения и повышения уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.

Почему именно эта технология привлекла наше внимание?

Во- первых, она хорошо вписывается в образовательную структуру ДОУ;

Во- вторых, перекликается с комплексно- тематическим планированием

Реалии современного мира таковы, что уже с самого раннего возраста дети очень зависимы от различных гаджетов, их позы статичны, глаза смотрят в экраны телефонов, планшетов, ноутбуков. Взрослым так проще: малыш не капризничает, не пристает, не мешает.

Проблему замечают позже:

-гиподинамия;

-снижение интереса к обучению;

-нарушения со стороны опорно- двигательного аппарата;

-ухудшение зрения

Что же предлагает нам В. Ф. Базарный?

Режим «динамических поз», или вертикализация позы

Первый вариант предполагает использование настольной конторки, второй – там, где это возможно, менять позу детей. За столами – сидя, стоя, на ковре – сидя, стоя, лежа. Идеально, и в первом и во втором случае, дети стоят на массажных ковриках, в носочках.

В первом варианте – используются столы с регулируемыми по высоте ножками, часть занятия ребенок сидит, а другую - стоит за столом. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого организма.

Главное –это не продолжительность стояния, а сам факт смены позы.

Под ноги кладем массажный коврик с раздражителями; на них дети стоят без обуви.

Используем также второй вариант: дети слушают сказку, сидя или лежа на ковре, в удобной для них позе, сами меняют ее по мере необходимости.

Режим динамических поз, по мнению В. Ф. Базарного, оказывает благоприятное влияние на следующие факторы:

- поддержание физической, психической, умственной сферы;

- показатели физического развития и здоровья;

- улучшается работа иммунной системы;

- улучшаются ростовые процессы;

- развивается координация всех органов (зрительно - ручная, телесно - координаторная, психоэмоциональная);

- снижается продолжительность нахождения в позе с низким наклоном головы.

А массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т. к. на стопе находится проекция всех органов. Улучшает общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему, мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия. Детям очень нравится ходить в носочках по своим массажным коврикам, по дорожке здоровья. Все это приносит огромную пользу и удовольствие. На ковриках дети не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек. Это так легко, просто, доступно, результативно.

Следующий прием в технологии В. Ф. Базарного направлен на построение образовательной деятельности в «режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов»

Отличительной особенностью данного приема является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора.

Для повышения активности детей используем подвижные " сенсорно - дидактические подвески" ("сенсорные кресты", которые развешены под потолком в группе.

На них закрепляются различные учебные объекты: (плоские и объемные геометрические фигуры, карточки по теме данного вида деятельности ( птицы : зимующие - перелетные; овощи - фрукты; транспорт и т. д.). Кроме того, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов могут быть размещены в любой точке группы.

В ходе образовательной деятельности периодически обращаем внимание детей на то или иное пособие, просим что - то найти, проанализировать, дать характеристику и т. д.

Опыт показал, что такие виды деятельности, как обучение грамоте, арифметическим действиям, ознакомление с окружающим, художественное творчество, сюжетно-ролевые игры эффективны в данном режиме, т. к. основную информацию дети получают через зрительный анализатор. А творческий и вдумчивый воспитатель проявит искусство, изобретательность и применит данные технологии в любых режимных моментах.

Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это повышает работоспособность детей и снижает утомляемость, а также создает условия для гармоничного формирования функций зрительного восприятия и развития сенсорно-моторных функций.

Подвижный образ обучения, который предлагает Базарный, позволяет увеличивать двигательную активность детей. Этому способствуют дидактические игры с использованием всего пространства в группе, например: "Найди лишнюю фигуру", "Найди предметы определенной формы", «Дотронься до…» "Найди предметы, в названии которых есть звук. ", "Найди отгадку". Все это - огромное количество заданий для зрительного поиска. Дети, в свою очередь, встают, идут, ищут, находят и радуются своим результатам. При этом лучше и легче усваивают материал. Доказано, что дети лучше запоминают образы. В сочетании с движением это - стопроцентное усвоение материала.

Для повышения эффективности учебно-познавательного процесса используем сенсорно-координаторные тренажи, с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов.

Упражнение выполняется следующим образом. В углах помещения группы размещены привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. На счет «раз – два – три – четыре» дети быстро поочерёдно фиксируют взгляд на указанных зрительных точках, сочетая при этом движения головой, глазами и туловищем. Детям такое задание нравится, они с удовольствием откликаются на него.

Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация. Дети становятся зоркими, внимательными, и про них уже не скажешь, что они «не видят дальше своего носа».

Оформление в группах построено в режиме дальнего зрения, т. к. у детей до 11 лет оно находится в стадии интенсивного развития и главная особенность – наличие дальнозоркой рефракции.

Более того: "Природа-матушка рассчитала работу мышц наших глаз в режиме дальнего зрения и лишь одна, цилиарная мышца работает в режиме ближнего зрения" В. Ф. Базарный.

С целью смягчения неблагоприятных последствий воздействия фактора закрытых помещений и ограниченных пространств Базарный предлагает использовать зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий.

На стенах размещены картинки, либо иные символы, соединенные между собой цветными дорожками. Воспитатель с помощью указки или лазерного фонарика помогает детям проследить путь от одного объекта до другого.

Базарным разработан офтальмологический тренажер: схема универсальных символов

("СУС", при этом цвета соответствуют следующим требованиям: наружный овал – красный, внутренний – зеленый, крест коричнево - золотистый, восьмерка - ярко-голубым цветом.

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНО–ВЕСТИБУЛЯРНЫХ ТРЕНАЖЕЙ С ПОМОЩЬЮ «СУС»

• Выполняется только стоя

• Желательно чтобы в центре комнаты было свободное пространство.

• Дети становятся в этом пространстве и по команде учителя, либо одного из учеников раз – два – три – четыре и т. д. с частотой примерно 1 секунда на цикл делают наклоны туловищем влево – вправо (10-12 раз)

• Затем вперёд – назад (10-12 раз)

• После этого делают следящие и скоординированные по зелёному контуру движения глазами, головой и всем телом в количестве и 10-12 раз. Один оборот делается примерно за одну секунду.

• Затем по красному контуру столько же раз

• Затем по восьмёрке

• Эффективность тренажа повышается, если движения глаз и рук по линиям «СУС» скоординированы.

Данное упражнение выполняется после работы, которая требовала от детей умственных усилий, зрительного напряжения, т. к. оно прекрасно расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Способствует развитию чувства гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию и может использоваться во время динамических пауз.

90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Поэтому для профилактики близорукости и замедления ее прогрессирования используем в своей работе гимнастику для глаз, разработанную В. Ф. Базарным.

Вот некоторые элементы этой гимнастики.

1. расслабиться и подвигать зрачками слева - направо; затем справа налево; повторить 3 раза;

2. медленно переводить взгляд вверх - вниз, затем наоборот; повторить 3 раза;

3. представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки, сначала в одну сторону, потом в другую; повторить 3 раза;

4. положить ладони одна на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше; глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони, не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.

Можно использовать указку с каким либо персонажем на конце («Следим за птичкой»)

Все эти упражнения способствуют тренировке мышц глаз.

Рекомендую коллегам изучить здоровьесберегающую технологию В. Ф. Базарного и найти то, что они смогут как и мы использовать в своей работе.

И, конечно же, мы еще только начали, должно пройти какое- то время, для того, чтобы появились первые результаты, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что творческое сочетание здоровьеукрепляющих и здоровьесберегающих технологий Базарного В. Ф. позволило увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей, повысить работоспособность, внимательность, активность, стимулировать психомоторную и умственную деятельность. У детей отмечается устойчивый интерес к знаниям и улучшился самоконтроль.

Ни одна из технологий в условиях ДОУ не является универсальной. Только в комплексе и при учете индивидуального состояния здоровья ребенка, они способствуют стабильному снижению показателей заболевания детей и воспитанию потребностей в здоровом образе жизни.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе современных технологий и методик воспитателем Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Вышневолоцкого района "Зеленогорский детский сад" 171130, Тверская область,.

Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности Слайд № 1. Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности. Слайд № 2. Нарушение.

Использование игровых методик в развитии речи детей при подготовке к школе Развитие речи детей основывается на овладении ими фонетикой, морфологией, синтаксисом и лексикой в процессе собственной речевой практики.

Конспект НОД по рисованию с применением нетрадиционных методик рисования «Осенний листопад»Конспект НОД по рисованию с применением нетрадиционных методик рисования «Осенний листопад» b]Конспект непрерывно-образовательной деятельности по рисованию с применением нетрадиционных методик рисования на тему: «Осенний листопад»[/b]Цели:.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методикОсновные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик. К ведущим направлениям инноваций.

Подборка авторских стихотворений для детей 5–10 лет на тему «Как стать хорошим» Добрый день уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов. Вы, в своей работе много времени уделяете воспитанию моральных качеств у.

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методикРазвитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.

Создание мультимедийной библиотеки авторских ЭОР Информационная образовательная среда уже прочно вошла в жизнь дошкольных учреждений, она охватывает все направления образовательной и воспитательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обзор современных авторских методик по здоровьесбережению в ДОУ
Опубликовано: 5 июня 2022 в 20:47
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД