Ольга Дюсимбаева
Обзор современных авторских методик по здоровьесбережению в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида п. Маяк»
«Обзор современных авторских методик по здоровьесбережению в ДОУ»
Подготовила воспитатель Дюсимбаева О. М.
2020г
Тема: Обзор современных авторских методик по здоровьесбережению детей в ДОУ
Когда ребенок заболевает, то это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами пытаемся помочь ребенку: обследуем у лучших врачей, даем дорогостоящие лекарства. Но недаром говорят, что предупредить болезнь проще, чем ее лечить. На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и медицинскими работниками создано и апробировано множество различных здоровьесберегающих методик.
Публикация «Обзор современных авторских методик по здоровьесбережению в ДОУ» размещена в разделах
Тема здоровьесбережения актуальна и близка нам, продолжительное время детский сад работал по программе «Здоровье» Алямовской и в 2015 г. cтал лучшим детским садом по здоровьесбережению.
И сегодня я познакомлю вас с некоторыми, интересными на наш взгляд, авторскими методиками и парциальными программами, которые мы используем в своей работе по здоровьесбережению.
1. Точечный массаж по Уманской
Слайд №1
Методика детского точечного массажа разработана профессором Уманской А. А. показала хорошие результаты при регулярном применении. Как и любой метод оздоровления, не дает быстрых результатов, но если проявить терпение и практиковать его последовательно и регулярно, то можно забыть о простуде и избавиться от хронических заболеваний носоглотки – гайморита и аденоидов.
Точечный массаж с успехом применяется в детских садах, так как он прост, эффективен и занимает немного времени.
Методика Уманской заключается в стимуляции пальцами девяти точек на теле, расположенных в легкодоступных местах. Воздействуют на точки большим, указательным или средним пальцем. Каждая зона, в соответствии с рекомендациями, массируется сначала 9 раз по часовой стрелке, что активирует зону, затем 9 раз против часовой стрелки для расслабления и успокоения. Биозоны массируются в строгом порядке. В профилактических целях используют мягкое воздействие на точки, при заболеваниях интенсивность стимуляции усиливается.
Парные зоны растираются пальцами одновременно всегда в направлении сверху вниз. Для усиления эффекта используются массажные масла и бальзамы.
Простота и доступность методики делает возможной ее применение и в дошкольном учреждении, и дома. Она не имеет ограничений по возрасту: делать точечный массаж можно с первых месяцев жизни младенца, а подросшие дети могут делать его самостоятельно.
Важно сформировать в детстве положительное отношение к оздоровительным процедурам. Поэтому самомассаж, как метод профилактики простудных заболеваний и гриппа и метод коррекции речевых нарушений, практикуется в дошкольных учреждениях в легкой игровой форме.
Несложные упражнения, которые сопровождаются традиционными для массажа действиями: растиранием, разминанием, пощипыванием, поглаживанием разных участков тела, делаются дошкольниками самостоятельно. Упражнения тонизируют мышцы, развивают мелкую моторику, активизируют работу головного мозга.
Игровой самомассаж используется в образовательной и игровой деятельности дошкольников, при индивидуальной работе с ними.
Занятия сопровождаются музыкой, забавными песенками, потешками, считалками. Педагоги используют для процедур нетрадиционные материалы: еловые шишки, грецкие орехи, карандаши, бумагу, мыло, массажные мячики, пластиковые массажеры, что нравится детям.
2. Дыхательная гимнастика Стрельниковой
Слайд №2
Дыхательная гимнастика Стрельниковой – это немедикаментозный оздоровительный метод.
Эта гимнастика универсальна. Она может быть лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение.
-активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
- повышает внимание и улучшает память
- в сочетании со звуковыми упражнениями эффективна в логопедической работе
- улучшает речевое дыхание и звучность речи
- устраняет гнусавость, нарушения темпа и ритма речи
3. Гимнастика для глаз по методике Э. С. Аветисова
Слайд №3
Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации. Сохранить зрение, научить ребёнка правильно им пользоваться- важнейшая задача родителей и педагогов.
Одним из приемов оздоровления ребенка является гимнастика для глаз или, как ее еще называют, офтальмологические паузы. Гимнастика для глаз дошкольников проводится для того, чтобы предотвратить нарастающее утомление, а также для укрепления глазных мышц.
4.«Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» Николая Николаевича Ефименко.
Слайд №4
-это авторская программа совершенно нового уровня, научно обоснованной системы физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей
Н. Н. Ефименко занимается вопросами физического воспитания детей и считает, что традиционный подход к физкультуре устарел еще в середине 80-х годов прошлого века, а прежние методики физкультурно-оздоровительной работы в детском саду и начальной школе требуют своего кардинального пересмотра».
Подвергнув критике традиционный подход, он предложил совершенно новую систему физического воспитания и оздоровления детей, которая была апробирована в практической работе, как со здоровыми детьми, так и с детьми-инвалидами, страдающими детским церебральным параличом, на протяжении многих лет».
Как утверждает автор : «В природе уже давным-давно есть все — необходимо лишь понять ее секреты и использовать в своей педагогической деятельности».
Поэтому биологическую основу новой авторской системы составляют восемь «золотых» формул двигательного развития детей. Содержание их сводится к следующему:
• любую форму двигательной активности детей разумно начинать из горизонтальных положений как наиболее естественных и постепенно усложнять к более вертикальным;
• начинать упражнение в любом из исходных положений рациональнее с более низких поз;
• начинать двигательную деятельность разумнее со сгибательных поз тела и конечностей («поза эмбриона»);
• в любом положении упражнения должны выполняться «от темечка — к пяткам»;
• все движения в конечностях сначала должны выполняться в крупных суставах, а затем в средних и мелких;
• чем ниже положение ребенка, тем естественнее для него медленные и плавные движения, чем выше положение (ходьба, бег, подскоки, прыжки, тем более характерными должны стать относительно быстрые, «взрывные», ударно-баллистические движения;
• чем ниже и горизонтальней положение тела ребёнка - тем более естественным для него является расслабленный режим упражнений, чем выше и вертикальней положение тела по отношению к опоре - тем более напряжённым должен быть режим мышечной деятельности.
• для крупных мышечных массивов (спины, живота, плеч, бедер)естественны медленные движения, а для мелких мышц подходят быстрые и взрывные.
Отличительной чертой программы является новый подход к физическому воспитанию с новой идеологией, философией, методикой.
Театр — это игровая по форме новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей.
Коренные отличия авторской системы выражаются в десяти заповедях двигательного развития дошкольников:
1. Следуй логике природы (педагогика должна быть естественной — постепенное увеличение нагрузки от упражнений лежа к ходьбе, бегу, прыжкам).
2. Физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающейся спирали.
3. Педагогический спидометр, или о так называемых общеразвивающих упражнениях (подбирай подготовительную часть в соответствии с «эволюционной гимнастикой»).
4. Деление занятия на три части должно быть не формальным, а по физиологической
сути.
5. Театр физического воспитания дошкольников (играя — оздоравливать, играя — воспитывать, играя — развивать, играя — обучать).
6. Положительная светлая энергия радости и удовольствия (физическое воспитание должно заряжать детей положительными эмоциями).
7. Двигательный портрет дошкольника «рисует» методика игрового тестирования.
8. Создай тренажеры сам.
9. Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции.
10. Через движение и игру — к воспитанию Человека будущего: комплексная педагогика жизни.
Автор видоизменил общепринятую структуру основных движений, учитывая то, что ни одного этапа двигательного развития новорожденного игнорировать нельзя, поскольку в Природе нет ничего «лишнего», а предыдущий вид движений предопределяет последующий.
5. Технология В. Ф. Базарного
Слайд №5
В этом году мы начали работать с применением новой для нас здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного
Буквально несколько слов об авторе этой замечательной программы.
Базарный Владимир Филиппович – российский ученый, врач и педагог-новатор. Более 30 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы – предотвращению демографической катастрофы страны путем сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений.
Являясь руководителем Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем Московской области, совместно с сотрудниками создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». На ее базе разработана и широко апробирована целостная система здоровьеразвивающих педагогических технологий.
Его разработки признаны научным открытием, защищены патентами, одобрены Минздравом, утверждены Правительством, дают гарантированный результат улучшения и повышения уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
Почему именно эта технология привлекла наше внимание?
Во- первых, она хорошо вписывается в образовательную структуру ДОУ;
Во- вторых, перекликается с комплексно- тематическим планированием
Реалии современного мира таковы, что уже с самого раннего возраста дети очень зависимы от различных гаджетов, их позы статичны, глаза смотрят в экраны телефонов, планшетов, ноутбуков. Взрослым так проще: малыш не капризничает, не пристает, не мешает.
Проблему замечают позже:
-гиподинамия;
-снижение интереса к обучению;
-нарушения со стороны опорно- двигательного аппарата;
-ухудшение зрения
Что же предлагает нам В. Ф. Базарный?
Режим «динамических поз», или вертикализация позы
Первый вариант предполагает использование настольной конторки, второй – там, где это возможно, менять позу детей. За столами – сидя, стоя, на ковре – сидя, стоя, лежа. Идеально, и в первом и во втором случае, дети стоят на массажных ковриках, в носочках.
В первом варианте – используются столы с регулируемыми по высоте ножками, часть занятия ребенок сидит, а другую - стоит за столом. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого организма.
Главное –это не продолжительность стояния, а сам факт смены позы.
Под ноги кладем массажный коврик с раздражителями; на них дети стоят без обуви.
Используем также второй вариант: дети слушают сказку, сидя или лежа на ковре, в удобной для них позе, сами меняют ее по мере необходимости.
Режим динамических поз, по мнению В. Ф. Базарного, оказывает благоприятное влияние на следующие факторы:
- поддержание физической, психической, умственной сферы;
- показатели физического развития и здоровья;
- улучшается работа иммунной системы;
- улучшаются ростовые процессы;
- развивается координация всех органов (зрительно - ручная, телесно - координаторная, психоэмоциональная);
- снижается продолжительность нахождения в позе с низким наклоном головы.
А массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т. к. на стопе находится проекция всех органов. Улучшает общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему, мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия. Детям очень нравится ходить в носочках по своим массажным коврикам, по дорожке здоровья. Все это приносит огромную пользу и удовольствие. На ковриках дети не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек. Это так легко, просто, доступно, результативно.
Следующий прием в технологии В. Ф. Базарного направлен на построение образовательной деятельности в «режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов»
Отличительной особенностью данного приема является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора.
Для повышения активности детей используем подвижные " сенсорно - дидактические подвески" ("сенсорные кресты", которые развешены под потолком в группе.
На них закрепляются различные учебные объекты: (плоские и объемные геометрические фигуры, карточки по теме данного вида деятельности ( птицы : зимующие - перелетные; овощи - фрукты; транспорт и т. д.). Кроме того, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов могут быть размещены в любой точке группы.
В ходе образовательной деятельности периодически обращаем внимание детей на то или иное пособие, просим что - то найти, проанализировать, дать характеристику и т. д.
Опыт показал, что такие виды деятельности, как обучение грамоте, арифметическим действиям, ознакомление с окружающим, художественное творчество, сюжетно-ролевые игры эффективны в данном режиме, т. к. основную информацию дети получают через зрительный анализатор. А творческий и вдумчивый воспитатель проявит искусство, изобретательность и применит данные технологии в любых режимных моментах.
Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это повышает работоспособность детей и снижает утомляемость, а также создает условия для гармоничного формирования функций зрительного восприятия и развития сенсорно-моторных функций.
Подвижный образ обучения, который предлагает Базарный, позволяет увеличивать двигательную активность детей. Этому способствуют дидактические игры с использованием всего пространства в группе, например: "Найди лишнюю фигуру", "Найди предметы определенной формы", «Дотронься до…» "Найди предметы, в названии которых есть звук. ", "Найди отгадку". Все это - огромное количество заданий для зрительного поиска. Дети, в свою очередь, встают, идут, ищут, находят и радуются своим результатам. При этом лучше и легче усваивают материал. Доказано, что дети лучше запоминают образы. В сочетании с движением это - стопроцентное усвоение материала.
Для повышения эффективности учебно-познавательного процесса используем сенсорно-координаторные тренажи, с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов.
Упражнение выполняется следующим образом. В углах помещения группы размещены привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. На счет «раз – два – три – четыре» дети быстро поочерёдно фиксируют взгляд на указанных зрительных точках, сочетая при этом движения головой, глазами и туловищем. Детям такое задание нравится, они с удовольствием откликаются на него.
Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация. Дети становятся зоркими, внимательными, и про них уже не скажешь, что они «не видят дальше своего носа».
Оформление в группах построено в режиме дальнего зрения, т. к. у детей до 11 лет оно находится в стадии интенсивного развития и главная особенность – наличие дальнозоркой рефракции.
Более того: "Природа-матушка рассчитала работу мышц наших глаз в режиме дальнего зрения и лишь одна, цилиарная мышца работает в режиме ближнего зрения" В. Ф. Базарный.
С целью смягчения неблагоприятных последствий воздействия фактора закрытых помещений и ограниченных пространств Базарный предлагает использовать зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий.
На стенах размещены картинки, либо иные символы, соединенные между собой цветными дорожками. Воспитатель с помощью указки или лазерного фонарика помогает детям проследить путь от одного объекта до другого.
Базарным разработан офтальмологический тренажер: схема универсальных символов
("СУС", при этом цвета соответствуют следующим требованиям: наружный овал – красный, внутренний – зеленый, крест коричнево - золотистый, восьмерка - ярко-голубым цветом.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНО–ВЕСТИБУЛЯРНЫХ ТРЕНАЖЕЙ С ПОМОЩЬЮ «СУС»
• Выполняется только стоя
• Желательно чтобы в центре комнаты было свободное пространство.
• Дети становятся в этом пространстве и по команде учителя, либо одного из учеников раз – два – три – четыре и т. д. с частотой примерно 1 секунда на цикл делают наклоны туловищем влево – вправо (10-12 раз)
• Затем вперёд – назад (10-12 раз)
• После этого делают следящие и скоординированные по зелёному контуру движения глазами, головой и всем телом в количестве и 10-12 раз. Один оборот делается примерно за одну секунду.
• Затем по красному контуру столько же раз
• Затем по восьмёрке
• Эффективность тренажа повышается, если движения глаз и рук по линиям «СУС» скоординированы.
Данное упражнение выполняется после работы, которая требовала от детей умственных усилий, зрительного напряжения, т. к. оно прекрасно расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Способствует развитию чувства гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию и может использоваться во время динамических пауз.
90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Поэтому для профилактики близорукости и замедления ее прогрессирования используем в своей работе гимнастику для глаз, разработанную В. Ф. Базарным.
Вот некоторые элементы этой гимнастики.
1. расслабиться и подвигать зрачками слева - направо; затем справа налево; повторить 3 раза;
2. медленно переводить взгляд вверх - вниз, затем наоборот; повторить 3 раза;
3. представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки, сначала в одну сторону, потом в другую; повторить 3 раза;
4. положить ладони одна на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше; глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони, не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
Можно использовать указку с каким либо персонажем на конце («Следим за птичкой»)
Все эти упражнения способствуют тренировке мышц глаз.
Рекомендую коллегам изучить здоровьесберегающую технологию В. Ф. Базарного и найти то, что они смогут как и мы использовать в своей работе.
И, конечно же, мы еще только начали, должно пройти какое- то время, для того, чтобы появились первые результаты, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что творческое сочетание здоровьеукрепляющих и здоровьесберегающих технологий Базарного В. Ф. позволило увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей, повысить работоспособность, внимательность, активность, стимулировать психомоторную и умственную деятельность. У детей отмечается устойчивый интерес к знаниям и улучшился самоконтроль.
Ни одна из технологий в условиях ДОУ не является универсальной. Только в комплексе и при учете индивидуального состояния здоровья ребенка, они способствуют стабильному снижению показателей заболевания детей и воспитанию потребностей в здоровом образе жизни.