Лидия Антоновна Комарова
Формирование моральных представлений о добре и зле, дружбе справедливости, честности
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на педсовете.
«Формирование моральных представлений о добре и зле, дружбе справедливости, честности».
Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве. От того, успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала формировать у ребёнка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе поступки, соответствующие нормам поведения. В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. Руководя деятельностью детей, я формирую у детей такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативность и инициативу в самостоятельной деятельности.
Публикация «Формирование моральных представлений о добре и зле, дружбе справедливости, честности» размещена в разделах
- Добро и зло. Конспекты занятий, бесед
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Дружба. Учимся дружить
- Темочки
В воспитании ребёнка с первых лет жизни большое место занимает формирование правильных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребёнок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радует улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие на одобрение близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становиться основной формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого.
В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Следует особо подчеркнуть искренность детских чувств и поступков, ими вызванных. Так, малыш рассматривает картинку, на которой изображён ребёнок, отнимающий мяч у сверстника, и замахивается на него кулачком. Увидев плачущего сверстника, он гладит его по голове (как это делает мама или воспитатель, утешая его) и отдаёт игрушку, с которой только что сам играл. В среднем дошкольном возрасте нравственные чувства становятся более осознанными. У детей формируются чувство любви к родному краю, чувства уважения и признательности к трудящимся людям. В старшем дошкольном возрасте на основе развивающихся чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за порученное дело.
Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развития произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки.
Я на конкретных примерах разъясняю, как следует поступать. Например, «Заботливые дети- эти те, берегут игрушки, ухаживают за животными, растениями, помогают взрослым», «Хороший товарищ никогда не обидит друга, уступит ему игрушку, договорится о том, как вместе поиграть». Такие доступные разъяснения помогают детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый, здоровый и др., которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть понятными ими. Я забочусь о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков. Этим самым предупреждается появление формальных знаний, когда дети имеют общее представление о том, как следует поступать, но не могут руководствоваться ими в ситуациях, складывающихся в повседневной жизни в общении со сверстниками.
Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков мне проникнуть в суть поведения ребёнка, понять причину того или иного его поступка и выбрать наиболее подходящий способ воздействия. В старшем дошкольном возрасте у детей важно сформировать такие мотивы поведения, которые бы побуждали их к поступкам, отражающим общественную направленность личности (позаботиться о сверстнике, поступиться личным желанием ради удовлетворения интересов коллектива, сделать своими руками подарок близким).
Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей воспитательно – образовательной работы воспитателя с детьми. Руководя самостоятельной деятельностью, организуя труд, игры, занятия, я придаю им воспитывающий характер. Так, наблюдая за играми, я, анализирую их содержание, уделяю внимание характеру взаимоотношений между участниками; намечая занятия по изобразительной деятельности, придумываю тему таким образом, чтобы дети, выполняя задание, могли отразить в рисунке своё отношение к отгружающей действительности; руководя трудом детей, мотивирует его значение для окружающих людей. Даже в каждодневных обычных ситуациях педагог всегда воспитывает, причём его воздействие носит многосторонний характер. Например, обучая ребёнка раздеваться после прогулки, я учу его самостоятельно обслуживать себя, аккуратно сложить одежду и вместе с тем формирую бережное отношение к вещам, аккуратность, целенаправленность действий, а также внимание к сверстникам, находиться рядом, предупредительность и заботливость по отношению к ним.
Нравственное воспитание в детском саду проникнуто идеями морали, идеями дружбы, мира и сотрудничества между народами, солидарности и взаимоуважения. Воспитатель руководствуется этими принципами во всей воспитательно – образовательной работе. Важным принципом нравственного воспитания является принцип требовательности к ребёнку в сочетании с уважением к личности. Это соответствует сущности морали, основанной на уважении к человеку и признании его достоинства. Этот принцип нашёл педагогическое воплощение в системе А. С. Макаренко. Применение этого принципа выражается в умении воспитателя сочетать доброту с обоснованной требовательностью, учитывающей возможности, развитие, нравственный опыт и индивидуальные особенности детей. Это позволяет формировать у них основы нравственного поведения, дисциплинированности, не подавляя инициативы и жизнерадостности, учить уважительно, относиться установленному в группе порядку. От педагога, в свою очередь, требуется сдержанность, терпеливость, разумная строгость, уважительное отношение к воспитанникам.
Принцип единства воздействий на чувства, сострадание и поведение вытекает из понятия целостности процесса развития личности. Он требует комплексного подхода при выборе средств методов нравственного воспитания. Определяя содержание воспитательного воздействия, следует учитывать, вызовет ли оно эмоциональный отклик у ребёнка, будет ли понятно; сформирует ли оно определённые представления о явлениях окружающей жизни, мотивы поступков, будет ли воспитывать осознанное поведение. Систематичность и последовательность, единство требований к детям в детском саду и семье обеспечивает прочное усвоение навыков поведения, формирование нравственных основ личности ребёнка. Этот принцип требует от педагога осуществлять всю воспитательную работу систематически, последовательно усложняя задачи воспитания для всей группы в целом и для каждого ребёнка в отдельности (с учётом его особенностей и уровня усвоения моральных правил, опыта поведения).
Необходимо также создание условий, обеспечивающих наиболее полное решение воспитательных задач: для того, чтобы сформировать любое нравственное качество, требуется обеспечивать систематичность упражнений ребёнка в поступках, в которых оно появляется, а также обеспечить единство требований к нему со стороны всех воспитывающих его лиц. В противном случае у детей формируется лишь умение подчиняться распоряжениям того или иного взрослого, не сознательное управление своим поведением. Возникает опасность формирования приспособленчества. Учёт этого принципа в воспитательной работе требует то педагога установления тесной связи с семьёй, поведение большой разъяснительной работы, разработки рекомендаций в адрес родителей, выработки общих, единых методов воздействия на детей. Воспитание детей в коллективе сверстников осуществляется также в соответствии с принципом индивидуального подхода, учёта возрастных особенностей, уровня нравственных представлений и опыта поведения ребёнка.
Осуществление этого принципа требует от педагога глубоких знаний психофизических особенностей данной возраста и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка. Учитывая этот принцип, педагог определяет задачи и методы индивидуального подхода к ребёнку. Например, решая общую задачу воспитания положительных взаимоотношений в группе, он формирует у одного ребёнка умение уступить, поделиться, у другого – инициативу, умение отстаивать своё мнение, у третьего – сдерживать свои желания, учитывая интересы сверстников, у четвёртого – умение спокойно и дружелюбно договариваться о совместном пользовании игрушкой.
В каждой группе воспитатель формирует положительное отношение у труда, учитывая при возрастной особенности детей. Так, руководя первыми трудовыми действиями малышей, воспитатель поддерживает любую их попытку включиться в работу, снисходительно относиться к её качеству и результатам. В средней группе он формирует целенаправленность в работе и потому более требовательно относится к случаем отвлечений, настаивая на большей сосредоточенности. В старшей группе воспитатель значительно повышает требования к качеству работы, особенно в тех видах труда в которых дети имеют достаточный опыт участия, с целью формировать у них старательств, умение добиваться результата в соответствии с поставленной задачей. Моральный облик воспитателя – важное условие нравственного воспитания.
Дети во всём подражают своему воспитателю, верят в его справедливость, поникают его моралью. Моральный облик педагога становиться для них примером отношения к окружающим, к природе, к Родине, к своим обязанностям. Воспитатель, обладающий высокими моральными качествами, сможет правильно оценить любой поступок ребёнка, увидеть зачатки справедливости, трудолюбия или начинающейся лени, доброты или эгоизма.