Лилия Герасимова
Формирование у ребенка пространственно-временных представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у ребенка пространственно-временных представлений — одно из важнейших условий его успехов в школе. Ориентирование в пространстве, представляющем собой лист тетради, умение видеть расположение знаков на листе бумаги — специфические требования, предъявляемые первокласснику в процессе учебной деятельности. Без умения ориентироваться в окружающем пространстве, без понимания пространственных направлений, отношений и расстояний невозможно усвоение детьми программы 1-го класса. Формированию пространственных представлений способствуют игры с конструктором, кубиками, пазлами, мозаикой, разрезными картинками и т. д. Когда ребенок раскладывает перед собой игрушки, картинки, рассматривает что-то, просите его делать это слева направо и сверху вниз. Так вы подготовите его к тому, что в нашей культуре мы пишем, считаем, читаем именно в этом направлении.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
При затруднениях в освоении пространства хороший эффект дает использование внешних опор, которые помогают ребенку наглядно убедиться, что есть левая и правая сторона, верх и низ, и это неизбежно и неизменно. Например, можно повязать на левую руку ребенка красный шнурок (браслет, часы и т. п.) С помощью такой маркировки вы дадите ребенку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством — ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а уже потом переходит в абстрактный план. Ребенок будет знать, что «слева» — это «там, где красный шнурок». Такие маркеры на первых порах должны присутствовать на ребенке постоянно. После выработки навыка ориентации в пространстве относительно себя можно переходить к ориентации других объектов относительно друг друга, а затем — себя относительно других объектов. Значительные затруднения, как правило, вызывает у детей знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив. Необходимо убедить детей на практике в том, что у человека, стоящего напротив, «все наоборот» : «Право — где у тебя лево, и лево, где у тебя право». Для этого поможет следующее упражнение: встаньте с ребенком друг за другом и возьмитесь за правые руки. Пусть ребенок убедится, что сейчас ваши правые руки находятся с одной стороны. Теперь повернитесь лицом друг к другу, не разнимая рук. Обратите внимание ребенка на то, что руки оказались перекрещенными. Устойчивый навык в данном случае можно выработать, постоянно обращая внимание ребенка на вещи в руках людей, идущих по улице вам навстречу, а также проводя такую работу по картинкам. Хороший эффект дает также упражнение «Зеркало» : стоя или сидя с ребенком напротив друг друга, попросите его быть «зеркалом» — «отражать» ваши движения. Начните с движений одной рукой, другой, затем двумя.
Следующим этапом в развитии пространственных представлений является переход к двигательным и графическим диктантам. Сначала попросите ребенка выполнять движения по команде: шаг вправо, два шага влево и т. д. Если ребенку не очень сложно, можно вводить в двигательные диктанты повороты на 90 и 180 градусов. Затем можно предлагать ребенку игры типа «Поставь фигуру в угол» : «Нарисуй круг в центре листа, квадрат в правом нижнем углу, овал в левом верхнем углу. Назови углы, которые остались пустыми. Заполни их сам с комментарием» (например, «Рисую звездочку в правом верхнем углу»). На следующем этапе проводится работа на листах в клетку. Размер клетки подбирается в зависимости от возраста ребенка, уровня развития его мелкой моторики и степени сформированности координации глаз-рука (способен ли он не выходить за границы клетки, вести линию по границе клетки и т. д.) Начинайте занятия с тетради в крупную клетку или сами расчерчивайте лист на квадраты подходящего размера, постепенно переходя к более мелкой клетке.
В процессе развития ребенок овладевает и пространством родного языка. Сначала ребенок учится понимать и употреблять в собственной речи предлоги (на, над, под, сзади, за, между и др.) и понятия «выше», «ниже», «ближе», «дальше» и т. п. Позднее он учится понимать и употреблять в речи сложные грамматические конструкции. Осмысление сложных речевых конструкций должно быть сформировано у ребенка к 7–8 годам. В частности, ребенок должен правильно отвечать на подобные вопросы : «Бегемотом съеден крокодил… Кто кого съел?»
Важным параметром оценки сформированности у ребенка пространственных представлений является владение им автоматизированными временными рядами (времена года, дни недели, месяцы). Очень часто ребенок не может усвоить эти ряды не потому, что у него недостаточно знаний об окружающем или с ним недостаточно занимаются, а потому, что у него недоформирована вся система пространственных представлений. Последовательность времен года у ребенка формируется после 5,5 лет, дней недели — после 6,5–7-летнего возраста, месяцев — после 7,5 лет.
Недостаточный уровень развития пространственно-временных представлений у ребенка обнаруживается практически на всех школьных уроках. Поэтому формированию этих представлений необходимо уделить особое внимание в дошкольном детстве.