Лидия Антоновна Комарова
Доклад на педсовете
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на педсовете
Развитие навыков общения в игре.
Воспитатель Комарова Л. А
МАУДО «Детский сад № 9»,
г. Ялуторовск, 2016г.
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает субъективное внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием воображаемой, ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в не всё условно, «понарошку». Ребёнок как – будто забивает воображаемые гвозди игрушечным молотком, объясняя, что без гвоздей может сломаться; может быть «врачом» и «лечить» больных кукол, выписывать воображаемые рецепты, давать советы по поводу лечения. Хотя на самом деле ребёнку ещё далеко до этой взрослой профессии. Ребёнок в игре может включиться в такие волнующие события, происшествия, которые в действительности с ним никогда и не случались, но он их видел по телевизору, услышал от взрослых. При этом сам ребёнок продумывает диалог, ведёт беседу с другими детьми.
Публикация «Доклад на педсовете» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Ребёнок в игре повторяет, переживает заново события, в которых он не смог себя проявить так, как ему хотелось бы. Все эти возможности сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему эмоциональный внутренний комфорт. Но кроме этого субъективного сиюминутного ощущения «все возможности», эмоционального комфорта, сюжетная игра в силу своей специфики имеет большое значение для психического развития ребёнка, так сказать, долговременный эффект. Это проходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем речевые и воображаемые действия
(совершаемые во внутреннем плане, в «уме»). Игра имеет значение не только для умственного развития, но и для развития его личности: принимая на себя в игре разные роли, воссоздавая и проигрывая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во – первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во – вторых в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учиться пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.
На основе многочисленных исследований установлено, что в возрастном диапазоне 1,5 – 3 года ребёнок может осуществлять условные действия с игрушками и предметами заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстниками, используя в речи простые слова и несложные фразы: от 3 до 5 лет может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнё ром с вестником: в 5- 7 лет – развёртывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам партнеров по игре, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия, строить диалог между собой. В целом, в педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные составляющие: совместную игру воспитателя с детьми, в процессе которой формируются игровые и речевые умения и самостоятельную игру, в которой воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений и речевых навыков.