Людмила Кириллова
Доклад на педагогическом совете «Игры детей в группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на педагогическом совете " Игры детей в группе". Подготовила и провела : Кириллова Л. Л. 2012 год.
"Нужно ли учить детей играть".
Игра - специфический детский вид самостоятельной деятельности дошкольника. Если это так, то, что лучше - влиять на игру или в нее вмешиваться?
Игра, как и любой вид человеческой деятельности, передается ребенку людьми, умеющими играть, поэтому нельзя согласиться с тезисом "Нас никто не учил играть!".
Нас всех учили, вернее мы сами учились, подражая старшим ребятам из дворовой команды.
Публикация «Доклад на педагогическом совете „Игры детей в группе“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Действительно, разновозрастное детское сообщество дает множество образцов для подражания, а в группе детского сада, в которой находятся дети одного возраста и с примерно одинаковым уровнем развития игровых умений, роль умелого партнера по игре должен взять на себя воспитатель.
Что значит "руководить игрой?"
- Надо научить детей ставить игровые цели.
- Необходимо помочь им в составлении ее сюжета, содержания.
- Следует показать образцы выполнения игровых действий и правил соответствующих роли.
Необходимо помочь детям выстраивать взаимоотношение со сверстниками в игре.
Как руководить игрой?
Своеобразно, не прямо, без нажима, косвенными способами, с учетом детских интересов.
Лучший способ - включить в игру в качестве равноправного партнера, если дети принимают воспитателя в таком качестве.
До игровой этап. Его цель - выявить игровые предпочтения детей; создать материальные условия для игры.
Управления процессом игры. Цель - научить ставить игровые цели, помочь овладеть игровыми действиями в соответствии с выбранной ролью, научить ролевому взаимодействию.
Важнейшая характеристика сюжетно - ролевой игры - ее самодеятельный характер. Именно такие игры являются ведущей деятельностью на этапе дошкольного возраста. Поэтому так важно выявить игровые предпочтения детей. Сделать это можно одним способом - не заметно наблюдая игры детей, что поможет педагогу узнать, во что играют дети;кто с кем играет, кто какие сложные игры выбирает; какие действия выполняют; как дети общаются; как долго играют; кто инициатор игры, кого в игру не принимают. Анализ полученной информации позволяет целесообразно выстраивать в систему работу, направленную на развитие игровой деятельности детей.
Следующая задача воспитателя - создание материальной среды, необходимой для игр. Ребенку для игр нужны готовые игрушки, строительные материалы и разнообразные предметы, которые взрослым иногда кажутся не нужным хламом. Но именно такие вещи, не имеющие строгого функционального назначения (палочки, тряпочки,камушки, дощечки и т. д., выступая в качестве заместителей реальных предметов, развивают воображение и творчество детей.
Но наличие даже богатой игровой среды само по себе не способно обеспечить интересной и содержательной игры. Детям нужны знания о людях разных профессий, их трудовых действиях, инструментах, которые они используют, взаимоотношениях в процессе труда. Такие знания они получают во время экскурсий, чтения детской литературы, просмотра мультфильмов и т. д. Но ребенок не всегда переводит на язык игры полученные знания. Это происходит потому, что или он не умеет это делать (значит надо учить, или полученные сведения ему интересны (значит, для ознакомления с трудом взрослых надо выбирать интересные для дошкольников профессии и по возможности ставить их в позицию активных участников событий, а не сторонних наблюдателей).
Для сюжетно ролевой игры характерно влечение детей к перевоплощению в роли взрослых, но знаний о труде взрослых у детей в этом возрасте очень мало.
Мы в своей группе читали детям книги о людях труда, узнавали в беседах с детьми кем и где трудятся их родители, проводили беседы о профессиях, показывали картины, в которых ярко представлены труд людей, изображена трудовая обстановка.
Наблюдая детские игры мы отмечали, что среди детей возникает много конфликтов из-за стремления некоторых к выполнению только главных, ведущих ролей. Это явление совершенно исчезло. Если знакомить детей с трудом разных профессий. " В игровом уголке дети часто играли в детский сад. До беседы с ними о труде няни никто не хотел быть воспитательницей, не редко игра заканчивалась ссорой. Теперь же девочки стали относиться к выполнению роли няни по другому. Соня подзывает к себе девочек и говорит: "Давайте играть в детский сад?" Ты Варя будешь воспитательницей, а я - Юля Ивановна; буду приносить куклам кушать, я все умею хорошо делать как наша няня Юля". Очень часто, что после бесед о людях труда, дети охотно берут на себя не только главные роли, но и роли людей рядовых будничных профессий. Таким образом, мы в своей группе подводили детей к выводу, что все работы хороши и все надо уметь делать. Наблюдая за участниками игр, мы в своей группе установили, что лучше всего из окружающей жизни и прочитанного занимают дети, и выявить из них, кто мало или совсем ничего не запоминает. Этих детей мы подключаем к изготовлению атрибутов для игры (шапочки для капитанов и матросов, весы для продавцов, сумки для почтальона, почтовый ящик и т. д). В процессе игры спрашивали у детей : "Какая роль больше всего нравится?"
Мы добились определенных результатов-расширилась тематика сюжетно-ролевых игр. Дети самостоятельно затевают игры и действуют дружно, с интересом.