Юлия Загидуллина
Современная практика организации игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Современная практика организации игровой деятельности»
Игра– ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста
Функции игры:-
1. Развлекательная— направлена на достижение удовольствия и пробуждение интереса.
2. Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра реализует коммуникативную деятельность, позволяя ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.
3. Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.
Публикация «Современная практика организации игровой деятельности» размещена в разделах
4. Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики». Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта.
5 Социализация Игра— есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.
Выполняя эти функции, игра имеет большое значение для процесса социализации личности ребенка. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности.
Условия эффективности развития игры: свободное и добровольное включение детей в игру; дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли; игра должна положительно воздействовать на все сферы её участников; достаточное количество времени для игры и наличие необходимых игрушек для осуществления детского замысла; при создании игровой среды следует учитывать половое различие детей; осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением
Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом,
Для организации детской деятельности использовать разнообразные развивающие игры, дидактические пособия, материалы позволяющие «потренировать» детей в установлении отношений, зависимостей.
Разнообразие занимательного материала позволит каждому из детей выбрать для себя игру по интересам. Это могут быть настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению игры в шашки и шахматы ; головоломки, логические задачи и кубики; лабиринты, игры на составление целого из частей; на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение.
для детей дошкольного возраста (3 года - 6 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Одним из необходимых условий успешного обучения ребенка с первых шагов до выпускного является организация принципа непрерывности, т. е. преемственность должна прослеживаться на уровне концепции содержания и технологии.
Основные этапы технологии деятельностного подхода
при организации игровой деятельности.
1. Введение в игровую ситуацию. (1 – 2 минуты)
1. Создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагог выбирает те приемы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной группы детей.
2. Проверка готовности к занятию.
3. Определение содержательных рамок игровой деятельности данного занятия и связь их с рамками предыдущих занятий.
2. Мотивационная игра. (3 – 5 минут)
Чтобы тема занятия не была навязана воспитателем важно помнить календарно-тематическое планирование и дать ребенку подействовать в хорошо знакомой ситуации, а потом создать затруднение, которое, активизируя мыслительные процессы воспитанника, вызовет интерес к теме занятия.
1. Представление реквизита, используемого в игре.
Дети 3 – 4 лет играют с конкретными предметами. Дети 5 – 6 лет могут использовать в игре уже изображения предметов, поэтому необходимо представить данные предметы и картинки перед началом игры. Каждый ребенок получает реквизит, но прежде дети узнают предметы, предполагая, как они будут использоваться в игровой ситуации.
3. Объявление педагогом правил игры и демонстрация их понимания детьми.
Для успешной деятельности ребенка педагог должен организовать демонстрацию понимания детьми предложенного материала. Игра предусматривает фиксацию в речи детей всех игровых шагов. Это позволяет проверить наличие у воспитанников сформированной способности или выявить затруднения.
Необходимым условием для самоопределения ребенка к игровой деятельности – соблюдение воспитателем четкости и краткости при объяснении правил игры. В результате, каждый ребенок должен понять, что от него требуется в игре, определить, сможет ли он играть в эту игру? Захочет ли он в нее играть?
Если ребенок решил, что он играть не может или не хочет, или ему непонятны правила, необходимо провести коррекцию. Если ребенок не имеет желания играть – предложить заняться интересным ему делом и не мешать другим.
5. Распределение ролей.
Чтобы соблюсти принципы деятельности необходимо, чтобы в игре принял участие каждый воспитанник. Необходимо активно использовать работу в группах.
6. Игровое действие.
Сначала ребенок не испытывает затруднений в своей деятельности. Разбирается одна или две знакомые ситуации и отслеживается соблюдение детьми правил игры.
7. Самостоятельная коррекция детьми возникших ошибок.
Если кто-то из детей ошибается, корректировать могут либо дети этой же группы, либо представители другой команды. Воспитатель – в исключительных случаях. Таким образом, дается возможность сделать первые шаги в овладении взаимопроверкой.
3. Затруднение в игровой ситуации. (2 – 3 минуты)
1. Появление в деятельности ребенка затруднения и его фиксация в речи.
2. Выявление причин затруднения.
Поиск причин затруднения, выстраивание логической цепочки, которая приведет к причине затруднения. Здесь уместно применять подводящий диалог – метод, соответствующий возрастным особенностям детей.
3. Фиксация детских вопросов.
4. Формулирование темы занятия или главного вопроса.
4. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации. (до 7 минут)
Педагог с помощью подводящего диалога на основе анализа предметной деятельности помогает детям самостоятельно выйти из затруднительной ситуации.
7. Итог занятия.
1. Фиксация движения по содержанию.
2. Выяснение практического применения нового содержательного шага.
3. Эмоциональная оценка занятия.
4. Рефлексия групповой деятельности.
5. Рефлексия собственной деятельности ребенка.
Такая структура занятия способствует формированию и тренировке способностей к необходимым для дошкольного периода видам деятельности.
Социально-игровой опыт, который приобретает ребенок в период дошкольного детства (при грамотной организации работы с ним на основе игровой деятельности) оказывает существенное влияние на становление его эмоциональной, нравственной и интеллектуальной компетентности ребенка, позволяя формироваться готовности к обучению в школе в целом, и обеспечить каждому воспитаннику активный школьный старт. Тем самым, решается одна из важнейших задач ФГОС ДО – осуществление преемственности дошкольного и начального школьного образования в целях обеспечения равного школьного старта детей, в т. ч. не посещающих ДОУ.
Какое значение в ФГОС ДО отводится игре? Если по новому стандарту обучение детей будет проходить в игровой форме, не замедлит ли это процесс их взросления?
Ответ: Если мы говорим о реализации Программы дошкольного образования, то имеем в виду, что Стандарт определяет реализацию дошкольного образования на основе сотрудничества ребёнка с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. Таким видом деятельности для дошкольника является игра. Построенная в игровой форме образовательная ситуация имеет большее педагогическое значение нежели учебное занятие по типу школьного урока. Работа по ФГОС предполагает таким образом построить образовательную деятельность, чтобы игровая ситуация стала частью жизни ребёнка. Предметно – игровая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре.