ольга крищенко
Памятка по организации игровой деятельности для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Детская игра является преобладающим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Основная задача для родителей создать вокруг ребёнка пространство, способствующее его общему развитию и включающее организацию и полноценной самостоятельной игры ребёнка, и игры вместе с родителем.
Важным результатом совместной игры с родителем является установление лучшего контакта родитель-ребёнок, а также способствует индивидуальному развитию качество ребёнка, его творческого мышления.
Темочки:
Для ребёнка игра – средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за пределы ограниченного мира «детской» и построить свой собственный мир. Игра позволяет ребёнку «остановить» понравившийся момент. Он много раз может повторять одно и тоже действие, и получать удовольствие от приятных моментов. Игра также помогает ребёнку избавиться и от неприятных переживаний, чувства неудовлетворённости и т. п.
Ребёнку игра обеспечивает эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания, и прежде всего желание действовать как взрослый, желание управлять предметами и вещами. Детская игра чрезвычайно важна для развития ребёнка. Через игру он учиться выстраиванию правильных взаимоотношений с другими людьми. Закладывающаяся у дошкольников в игре способность оперировать образами действительности в «уме» создаёт основу для дальнейшего перехода к творческой деятельности.
В игре ребё нок получает и опыт управления собой: соблюдать правила, сдерживать свои желания, считаться с партнёром по игре. В начале под контролем взрослых, потом и без.
В игре может происходить усвоение ребёнком отдельных знаний, умений, навыков.
Родителям необходимо сознавать, что игра вовсе не пустое занятие, а мощное средство его развития, формирование его полноценной личности.
Для каждого периода детства существует тип деятельности, который обеспечивает максимальное развитие ребёнка. Такую деятельность называют ведущей. Для младенцев (до года) – это эмоциональное общение с близким взрослым; для ребёнка раннего возраста (1-3 года) – предметно-манипулятивная деятельность; для детей дошкольного возраста – игровая деятельность; для детей после 6-7 лет – учебная деятельность.
Становление ведущей деятельности происходит постепенно и зависит от индивидуальных особенностях психического и физического развития ребёнка.
Задача по развитию ребёнка через игровую деятельность в условиях дома может включать несколько целей:
1) Развитие социально-коммуникативных навыков ребёнка;
2) Личностное развитие, развитие индивидуальных качеств ребёнка;
3) Физическое развитие, в том числе координации движений, овладение основными движениями, умением соотносить себя с окружающим пространством и предметами в нём, а также другими детьми, развитие крупной моторики;
4) Развитие мелкой моторики; развитие навыков способствующих формированию предпосылок к учебной деятельности;
5) Ознакомление с окружающим миром через наблюдение и экспериментирование, проектную деятельность, конструктивно-исследовательскую деятельность;
6) Речевое развитие;
7) Художественно-эстетическое (музыка, художественное творчество).
Для правильного выстраивания игровых действий с ребёнком, родителю необходимо постоянное наблюдение за ним, за его развитием и интересами к той или иной игре. Родителю необходимо стать носителем игровой культуры. Научить ребёнка играть вначале в совместные игры, а потом и в самостоятельные ролевые или сюжетные, или другие игры.
Виды игровой деятельности :
1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками (играет ведущую роль у детей в возрасте от 1 года до 3 лет, но на практике привлекает внимание и детей старшего дошкольного возраста);
2. Игровая деятельность, которую можно разделить на творческие игры и игры с правилами:
Творческие игры:
— режиссерские (на основе готового содержания, предложенного взрослым; по мотивам литературных произведений, сказок; с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми);
— сюжетно-ролевые;
— игры-драматизации;
— театрализованные;
— игры со строительным материалом ( со специально созданным материалом: напольным и настольным строительным материалом, строительными наборами, конструкторами и т. п. ; с природным материалом; с бросовым материалом);
— игры-фантазирование;
— импровизационные игры-этюды.
Игры с правилами:
—дидактические ( по содержанию: математические, речевые, экологические; по дидактическому материалу: игры с предметами, настольные, настольно-печатные, словесные — игры-поручения, игры-беседы, игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки);
—подвижные ( по степени подвижности: малой, средней и большой подвижности; по преобладающим движениям: игры с прыжками, с бегом, лазаньем и т. п. ; по предметам: игры с мячом, с обручем, скакалкой и т. д. ; по вариативности: в помещении и на улице);
—развивающие игры для малышей и детей старшего дошкольного возраста;
—игры по математики, настольные игры для изучения предлогов, геометрии, цвета и т. д. ;
—компьютерные (основанные на сюжетах художественных произведений;
стратегии; обучающие);
—игры-пособия (ПДД, машины, макеты улиц и т. д);
3. Игровая деятельность с сенсорными материалами (вода, песок, тесто, сыпучие материалы и элементы окружающей природы и среды). Как правило такая деятельность относится к возрасту от 1 года до 3 лет. Но, сенсорное восприятие очень сильно лидирует и у детей старшего дошкольного возраста. Игра с такими материалами очень хорошо развивает мелкую моторику и навыки, способствующие формированию предпосылок к учебной деятельности. Играя, ребёнок экспериментирует и познаёт элементарные законы физики и математики. Или, например, создавая из яркого бросового материала картины, в современной креативной технике применения нестандартных игр, ребёнок учиться видеть мир по-другому, красоту предметов, развивает в себе художественный и эстетический вкус;
4. Применение изобразительной деятельности (рисование, лепку, аппликацию) служит в раннем возрасте (от 1-3 лет) больше как игра – эксперимент, поэтому будет хорошо применять его в видах игровой деятельности;
5. Логоритмика или логоритмические игры с музыкальным и без музыкального сопровождения (развитие дыхания, артикуляции, упражнений со звуками, формирование правильного звукопроизношения, обучение грамоте, звукам, буквам);
6. Психологические игры. Развития эмоций, коммуникативных качеств. Игры для хорошего настроения, мирилочки, для знакомства. Уголки настроения;
7. Пальчиковые игры;
8. Игры с элементами спорта. Простейший туризм;
9. Игры с использованием музыкальных инструментов и разных предметов очень помогут в обучение детей через игру понимать структуру музыки, её звук, форму, тона, ритм;
10. Игры с использованием народного фольклора и вокальных детских песен, хороводов, народных хоровых песен развивают у детей художественно-эстетическое восприятие окружающего мира, научат их воспринимать и понимать музыкально-ритмические движения.
Все указанные выше игры важны для интеллектуального, физического и эмоционального развития дошкольников, способствуют их гармоническому развитию, удовлетворяют потребность детей в движении, способствуют обогащению их опыта.
Как мне кажется, в ежедневный обиход общения родителя и ребёнка необходимо включать такие виды игровой деятельности, как:
игры с использованием народного фольклора и вокальных детских песен и т. д. (они могут быть очень короткие игры-инсценировки, пальчиковые игры и игры на крупную моторику, подвижные игры с правилами на улице и в помещении, дидактические игры, психологические игры, игры с использованием музыкальных инструментов (они также могут быть сюжетными и короткими, игры с водой и другими сенсорными материалами, предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, также развивающиеся игры, настольные, игры-пособия, игры для сюжетно-ролевых игр и других творческих игр.
Особенно я бы обратила внимание родителей на формирование у детей и развитию у них умения играть в сюжетные игры, поощрения их в творческом подходе к играм, к выстраиванию действий в ней, самостоятельному построению ребёнком сюжета игры.
Важным педагогическим условием, способствующим развитию игры ребенка, является подбор игрушек, организация их хранения и их количество. Игрушка наталкивает малыша на тему игры, рождает игровые связи. Как мне кажется, для ребёнка важнее будет обычная бумажная коробка иди пластиковая бутылка, с которой можно придумать много действий, чем дорогостоящие игрушки. Главное при покупке игрушки - их педагогическая целесообразность.