Марина Буданова
Реализация вариативной части образовательной программы ДОУ через приобщение воспитанников к истокам русской культуры
▼ Скачать + Заказать документы
«Реализация вариативной части образовательной программы ДОУ, через приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры».
В проекте «национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового государства, уважающих права и свободы личности, обладающей высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.
Публикация «Реализация вариативной части образовательной программы ДОУ через приобщение воспитанников к истокам русской культуры» размещена в разделах
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа поможет в дальнейшем с уважением и интересом относится к культурным традициям других народов. Таким образом, воспитание любви к родному краю, нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Для себя я отметила комплекс задач:
• Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
• Воспитывать уважение к труду;
• Развивать интерес к русским традициям;
• Формировать элементарные знания о правах человека;
• Расширять представление о городах России;
• Знакомить детей с символами государства (герба, гимн, флаг).
• Развивать чувства ответственности и гордости за достижениями страны;
• Формировать чувства уважения к другим, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формирует его взаимоотношение с взрослыми и сверстниками.
Нравственно – патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они предают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к своему народу, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.
Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру как свои собственные.
Каждый педагог должен пробудить, а не навязывать чувство любви к Родине. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» нами были выбраны следующие методы:
1. Окружающие предметы, которые пробуждают душу ребенка, воспитывают в нем чувство красоты, любознательности, должны быть национальными. Они – часть великого русского народа.
2. Я широко использую фольклор (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, потешки, считалки, скороговорки т. д.)
В устном народном творчестве сохранились черты русского характера, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, я приобщаю их к общечеловеческими нравственными ценностям.
В русском фольклоре сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и четко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества.
Большое внимание в работе с детьми в моей работе занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Поэтому фольклорные произведения являются источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Большое значение отводиться народным праздникам и традициям. Проводя досуг, развлечение мы знакомим детей с характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Все эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.
4. Знакомство детей с русским фольклором связано с ознакомлением декоративной росписью. Это позволяет увлечь детей национальным изобразительным искусством.
Моя образовательная цель состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – архитектуры до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра.
Именно так развивается личностная культура ребенка, как основа патриотического чувства и любви к Родине.
В своей работе с детьми я стараюсь уже с младшей группы приобщить детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, вкладышам, каталкам, качалкам, игре – забаве и др.). малышей знакомили с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками.
Я ставлю перед собой задачи знакомства детей с декоративно - прикладным искусством хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. О т возраста к возрасту, я усложняю задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно – прикладного искусства, выразительности передачи игровых действий в сочетании со словом. Я продолжаю знакомить детей с использованием в повседневной речи старославянские слова и изречения, использую потешки, поговорки и др.
Детям моей группы особенно интересны занятия, которые проходят в «Русской избе». Здесь дети знакомятся с утварью, обстановкой избы, обычаями, русской печкой и др. Особенно детям нравится домовенок Кузя и его замечательная песенка:
Домовой за печкой жил,
С ребятишками дружил,
Он Хозяйке помогал,
Всех детей он развлекал
Он за печкою сидит,
Иногда слегка ворчит,
А вообще он удалой,
Самый лучший в мире Домовой!
Ват так!
Убранство избы, помогает детям настроится на лирических лад, они более откровенны и занятие проходит в форме игры или развлечения. Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора оказывает влияние на развитие понимания роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов) в художественном тексте. Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев, повторить песенки действующих лиц и даже повторить интонацию, закладываются основы театрализации. Дети легко запоминают образы, чувствуют рифму, ритм.
Речь детей обогащается запоминающимися ему словами, выражениями. При чтении потешек, стихотворении и т. д. выделяется их ритмичность, музыкальность, наивность. Я стараюсь голосом выделить образные выражения, которые развивают у детей способность замечать красоту, богатство русского языка. Рассказывая сказку, я стараюсь, чтобы дети могли понять, почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы. Изучая с детьми малые формы фольклора, я раскрываю пред детьми богатство русского языка и дети начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве. У них воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности меткости, образности. При целенаправленной работе можно развить поэтический слух ребенка. У детей моей группы развивается устойчивый интерес к народному искусству, что способствует лучшему пониманию его необходимости и ценности, формированию уважения к труду и таланту мастеров. На занятиях я предполагаю активное участие всех детей и используя различные фольклорные формы. Это позволяет привлечь к участию пассивных и застенчивых детей. Таким образом, помимо познавательного и эмоционального развития, занятия по ознакомлению детей с фольклором способствует социальному развитию детей.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отчеству, я сочетаю с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, независимо от цвета и вероисповедания.
Я стараюсь в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей. К концу дошкольного периода наши дети знают: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д. Решая задачи нравственно – патриотического воспитания, я строю свою работу в соответствии с местными условиями и особенности детей, учитывая следующие принципы:
«позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
Деятельностный подход;
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Планирование данной работы, я считаю, наиболее целесообразно по следующим темам : «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад». Работа по каждой теме включает в себя занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам – праздники.
Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, оббьем познавательного материала, слаженность, и, следовательно, длительность изучения. Отдельные темы, я стараюсь приурочить к конкретным событиям и праздникам, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями. Например, «Богатыри Русской земли» - в феврале (пред Днем Защитника Отечества).
Основной формой воспитания у детей к любви к родному краю являются тематические занятия. Я стараюсь организовать их так, чтобы они повышали детскую мыслительную деятельность. Этому помогают приемы сравнение (труд продавца – раньше были счёты, а тепер компьютеры и т. д., вопросы, индивидуальные задания. Я приучаю детей самостоятельно анализировать, делать обобщения, выводы. Нужно отметить, что для детей дошкольного возраста характерны: кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Учитывая возрастные особенности у детей, я широко применяю игровые приемы, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например: в игре «Магазин сувениров» я предлагаю ребенку определить: где и, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, гжель, дымка). Поэтому каждая тема у меня подкреплена играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, рисунков).
Для ознакомления детей с бытом, традициями народов я стараюсь использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку, но и «живые» наглядные предметы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.).
Я запланировала себе следующую работу по привлечению семьи к нравственно – патриотическому воспитанию детей :
• Мини – исследования (я вместе с родителями выберем и определим тему исследования, разумно ограничивая ее с территориальные и временные рамки). Например, «Истории я нашей улицы» (где находится детский сад, «История нашего микрорайона» и др.
• Работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. д.).
Все это приобщает детей к истории и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
В результате проведенной работы с дошкольниками, у детей:
- сформировалось бережное отношение к природе и всему живому, проявляются чувства отзывчивости и привязанности;
-появился интерес к традициям своего народа;
-у большинства детей присутствует уважение к труду взрослых и сверстников;
-сформированы элементарные знания о правах человека;
-дети ознакомлены с символами государства (герб, гимн, флаг);
-развиты чувства ответственности и гордости за достижения страны;
-сформированы чувства уважения к другим народам, их традициям;
- привито чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу.
Изучение своей родословной помогает детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
1. Корни каждого – в истории и традиции семьи, своего народа, прошлом края и страны.
2. Семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций.
3. Счастье семьи – счастье и благополучия народа, общества и государства.