Наталия Рыбакова
Доклад «Эмоциональная сфера дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад Эмоциональная сфера дошкольников
Тема: Развитие эмоциональной сферы детей
Эмоциональная сфера это переживания ребенком, его отношения к предметам, к людям, явлениям, событиям.
В конце раннего возраста ребенок впервые выходит за рамки своего микромира и пытается устанавливать отношения с окружающей действительностью.
Публикация «Доклад „Эмоциональная сфера дошкольников“» размещена в разделах
Полноценное развитие ребенка возможно лишь при взаимодействии, понимании, взаимооценивании друг друга. У детей не достаточно сформированы умения распознавать свои эмоции, а тем более описывать их. Дети, зачастую не владеют умением выражать свои эмоции социально- приемлемым способом, отсюда возникновение конфликтных ситуаций неизбежно. Возникают конфликты внутри социальной группы, появляются внутриличностные проблемы, которые проявляются в виде тревожности, замкнутости, застенчивасти, гиперактивности, агрессии, появляются страхи. Нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.
Проблема развития эмоциональной сферы детей была и остается актуальной.
Задачи педагогов это формирование осознанного отношения ребенка к своим эмоциональным проявлениям и взаимодействию с другими людьми гармонизируя развития личности в целом.
Любая деятельность, а первую очередь игровая, помогает детям освоить приобрести определенный опыт взаимодействий с окружающими. Ребенок осваивает пространство, в котором происходят встречи, настраивается на дальнейшую совместную работу в группу, делает шаги к познанию собственных ощущений получаемых с помощью органов чувств.
С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками. Ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику.
Необходимо изучать развитие эмоциональной сферы дошкольника, что создает базу для осмысленного усвоения психолого-педагогических знаний, а в последствие обеспечит эффективность их применения.
Игра
Игра является основным видом деятельности у детей дошкольного возраста.
Игра для ребенка такая форма деятельности, в которой,создавая специальную ситуацию, замещая одни предметы другими, воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности. Через игру ребенок, усваивает определенные формы отношений, которые в последствии реализует.
Смоделировать формы отношений и действовать внутри этой модели помогает сюжетно- ролевая игра. Кроме того, через ролевую игру ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся для него образцом [5].
Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий:
1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.
При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь.
Воспитатель помогает ребенку и направляет его к установлению тесных эмоциональных контактов с другими детьми.
Семья это возможность испытывать целую гамму переживаний, и здесь очень важны доброжелательные взаимоотношения. Сложное, неправильное общение в семье может привести: к односторонней привязанности (матери, отцу или другим членам семьи).
При этом слабеет потребность в общении со сверстниками; к ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый ребенок чувствует себя обделенным; к страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку. Взрослому необходимо способствовать выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка.
Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени – с речью. Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению при различных по характеру эмоциональных воздействиях.
Список литературы
1. А. В. Можейко Развитие познавательной и эмоциональной сферы дошкольников изд. Творческий центр М. 2010.
2.https://festival.1september.ru/articles/606560/
3. festival.1september.ru/articles/501221/