Татьяна Ивановна Нагорных
Доклад на методическом объединении «Использование парных групповых форм обучения на уроках СБО»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШАХОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Доклад на методическом объединении
Тема: Использование парных групповых форм обучения на уроках СБО.
Учитель: Нагорных Т. И.
Доклад на методическом объединении
Тема: Использование парных групповых форм обучения на уроках СБО.
Публикация «Доклад на методическом объединении „Использование парных групповых форм обучения на уроках СБО“» размещена в разделах
Дети с ограниченными возможностями здоровья, вследствие недоразвития познавательной деятельности и личности в целом, испытывают определённые трудности в процессе обучения, требующем понимания сообщаемых сведений, запоминания и воспроизведения, применения их на практике при выполнении аналогичных и новых заданий. Под влиянием обучения и воспитания дети развиваются, приобретают определённые знания и умения, однако продвижение их неравномерно.
Накопление социально-бытовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично. Обязательным условием является практическая направленность социально-бытовой ориентировки, учёт индивидуальных и типологических особенностей учащихся. Занятия на уроках СБО направлены на развитие и совершенствование у школьников навыков самообслуживания, ведение домашнего хозяйства, ориентировке в окружающей их жизни. Успешному решению поставленных задач способствует рациональное сочетание индивидуальных и групповых форм организации деятельности учащихся, учёт индивидуальных особенностей.
Коллективная – совместная работа детей на занятии: ответы на вопросы, поставленные всему классу; составление плана работы или описание предмета в процессе коллективной беседы, игры, упражнения, отгадывание загадок и т. п.
Групповая деятельность – это организованное взаимодействие двух или более индивидов как совокупного субъекта с миром, объединенных единой целью и совместными усилиями по ее достижению (по определению Е. Н. Щурковой) - одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей.
Групповая работа – это совместная деятельность детей и учителя, где реализуются все виды взаимодействий: “учитель – ученик,ученик- ученик, ученик – группа, ученик –учитель”,где на смену репродуктивной деятельности приходит исследовательская, поисковая, коллективно – распределенная деятельность. Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность. Работая в составе группы, учащиеся на собственном опыте убеждаются в пользе совместного планирования, распределения обязанностей, взаимообщения. Они сплачиваются между собой, приучаются действовать согласованно и слаженно, испытывая чувство коллективной ответственности за результаты совместной деятельности. Групповая форма организации работы, кроме того, делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнования.
Групповые формы организации деятельности детей могут быть:
Дифференцированно – групповая : дети объединяются в группы в зависимости от их познавательных возможностей, темпов учебной деятельности, задач коррекционно – образовательного процесса (при этом следует учитывать и взаимоотношения детей).
Бригадная: дети объединяются во временные бригады для выполнения какого-либо учебного задания (такие бригады могут формироваться как по указанию учителя, так и по желанию детей).
Можно выделить следующие виды групповой работы на занятии :
Единая – все группы выполняют одно и то же задание, затем проверяют правильность его выполнения каждой группой.
Дифференцированная:
• Группы выполняют одно и то же задание, но на разном уровне сложности; например: выполнить классификацию предметов (одни группы выполняют на изобразительном материале, другие классифицируют таблички с соответствующими словами);
• Группы выполняют одинаковое, по сути, задание, но различающиеся у каждой команды по исходным данным, например, каждой группе предлагается отобрать («купить») продукты, необходимые для приготовления каких-либо блюд или целого меню (при этом заданные блюда у каждой группы разные)
• Группы выполняют разные по содержанию задания в рамках одной темы.
Группу (команду, бригаду) характеризует непосредственное взаимодействие между детьми в их совместной деятельности. По организации деятельности каждого ребёнка могут быть такие способы взаимодействия детей внутри группы :
1. Каждый ребёнок выполняет определённую операцию, этап работы, например, при осуществлении процесса стирки одежды: один готовит воду для стирки, полоскания, растворяет стиральный порошок, сортирует одежду для стирки; другой замачивает и отстирывает её; третий выполаскивает и отжимает. Дети в группе постепенно меняются местами, тренируясь последовательно выполнять все операции.
2. Или же, ученик, хотя и работает в группе с другими детьми, не испытывает ни какой зависимости от них. Дети даже могут стирать в одном тазу, но каждый выполняет весь процесс стирки определённого предмета одежды сам. Такой самостоятельный характер может иметь деятельность каждого ребёнка в группе при организации дидактических игр, соревнований, например, двум командам предлагается выбрать из набора картинок на доске только картинки заданной группы. Члены команд по одному подходят к доске и выбирают по одному предмету. Побеждает та команда, которая выполнила задание правильно и быстрее другой. Таким образом, результат деятельности команды определяется самостоятельной, независимой от остальных деятельностью каждого учащегося.
3. По бригадам организуется приготовление различных блюд, уборка помещения. Бригада выполняет задание от начала до конца, причём каждый член бригады делает свою часть работы (например, один чистит батарею, другой вытирает подоконники, двое моют пол и т. д.)
При приготовлении различных блюд одной бригаде, например, даётся задание – очистить картофель, другой её мелко порезать и следить за процессом приготовления и т. д.
При организации парной работы два ученика выполняют какую- то часть работы совместно. Если все пары выполняют одно и то же задание – работа единая, если разные — дифференцированная. В. К. Дьяченко рассматривает парную работу как самостоятельную общую форму организации обучения. Он подходит к формам обучения как структурам общения между обучающим и обучаемым, общение же в паре и группе происходит по-разному. Принимая традиционный подход к общим формам общения, мы считаем парную работу разновидностью групповой, так как она сохраняет все признаки групповой работы : сотрудничество учащихся в парах, роль учителя — опосредованное руководство через инструктажи, памятки. Такая работа очень полезна: она повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарища. А это способствует прочному усвоения знаний, развитию навыков самоконтроля и самооценки.
На занятиях применяется индивидуальный подход в отношении тех детей, которые значительно отличаются от остальных по своим познавательным возможностям, имеющемуся опыту, темпу деятельности.
Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. И это потому, что члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность в результатах отдельных членов группы, а также потому, что работа каждого ученика в группе особенно индивидуализируется при регулировании темпа продвижения при изучении какого-либо вопроса.
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и учащихся. Причем помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.