Оксана Хорохова
Выступление на городском методическом объединении коррекционного направления «Приемы работы с детьми с ОНР 1 уровня»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, то есть с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними. Кого можно назвать неговорящим, безречевым ребенком? Тот уровень речи, который есть у этих детей – вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко произносимые слова, - не может служить для полноценного общения. Структура этих слов часто нарушена. Пассивный словарь несколько шире активного. Фразы на данном уровне нет. Свои желания дети выражают отдельными словами.
Темочки:
Дети первого уровня затрудняются и в понимании грамматических форм, не различают число и род имени существительного, имени прилагательного и некоторых падежных форм. Дети опираются в основном на лексическое, а не на грамматическое значение слова.
Для данной группы детей характерна несформированность зрительного и слухового внимания и памяти. Внимание неустойчиво, работоспособность низкая.
Отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, повышенная эмоциональная истощаемость – все, что мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.
Участие логопеда в данном случае необходимо для выяснения причин безмолвия ребенка и определения этапов квалифицированной помощи ему. В этом случае важно не упустить ранний, сенситивный для развития компенсаторных возможностей возраст ребенка, что поможет сформировать у неговорящего ребенка не только азы общения, но и развить психические функции, личность в целом. Учитывая все это, коррекционная работа с данной категорией детей строится следующим образом.
Во все занятия включается артикуляционная гимнастика, которая выполняется перед зеркалом. Логопед не добивается от детей правильного воспроизведения звукослоговой структуры слова. После того, как в активном словаре детей появятся слова, состоящие из двух и более слогов, логопед начинает добиваться более точного воспроизведения слова.
Необходимо создавать ситуации для развития речи, а не просто повторять заученный материал. Не только формирование собственно речи, но и правильное эмоциональное развитие безречевого ребенка, воспитание желания и потребности общаться с педагогами, родителями и сверстниками должно стать основой занятий.
Работа с детьми, имеющими первый уровень речевого развития, начинается с воспитания их речевой активности. В связи с тем, что уровень речевого развития не зависит от возраста, то коррекционная работа будет одинакова для любого возраста.
Первый этап работы –подготовительный. Основные направления работы на данном этапе :
- установление зрительного и эмоционального контактов;
- подбор адекватной аффективной и сенсорной стимуляций;
- настрой ребенка на эмоциональное сопереживание;
- повышение уровня общей активности ребенка;
- организация произвольного внимания – развитие способности к концентрации, распределению и переключаемости внимания.
Ситуацию общения необходимо организовать так, чтобы она была комфортной для ребенка, подкреплялась приятными впечатлениями. Эмоциональный смысл вводится в задания, основанные на сенсорной стимуляции – раскачивания, кружения, переливание воды, размазывание крема на различных поверхностях. Все действия включаются микродозами и сопровождаются эмоциональными комментариями, небольшими ритмичными стихотворными текстами. Материалы для игр и заданий необходимо подбирать в соответствии с интересами конкретного ребенка.
Второй этап работы – начальный. В каждое занятие включается широкий диапазон упражнений и игр, направленных на формирование предпосылок общения и развития речи. На начальном этапе используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания, памяти, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, являющихся базой для формирования речи и общения.
Основные направления работы на данном этапе :
- развитие слухового восприятия;
- способности к использованию невербальных компонентов коммуникации;
- зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики;
- зрительно-пространственного анализа и синтеза;
- функций голоса и дыхания, чувства ритма;
- импрессивной и экспрессивной речи.
Третий этап работы – тренировочный. На этом этапе логопедом используются приемы, обеспечивающие возможность передачи детям в доступной форме систематизированных знаний на более сложном языковом материале. Создается основа для развития целостного обследования предметов, произвольной регуляции деятельности. Устанавливается соответствие между звучанием и артикуляцией. Упорядочивается лексический материал, практически закрепляется грамматический минимум, которым дети овладели на начальном этапе. В ходе занятий используются упражнения для развития слуховой, зрительной, тактильной и двигательной памяти. Материал преподносится в порядке возрастания сложности. Основной акцент делается на формирование произвольной регуляции внимания, способности концентрировать и распределять внимание. Работа над ритмом, голосом и дыханием, стимуляция слухового восприятия, работа над интонационной стороной речи, формирование лексики и грамматического строя речи, синтаксической структуры предложения, зрительно-пространственным анализом и синтезом.