Ольга Тихонова
Мастер-класс по логоритмике на методическом объединении «Речевое развитие детей»
▼ Скачать + Заказать документы
22 марта городской семинар по теме «Речевое развитие детей»
Предлагаю "Пальчиковые игры" для развития речи у детей раннего и младшего возраста.
Публикация «Мастер-класс по логоритмике на методическом объединении „Речевое развитие детей“» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Исследования профессора М. М. Кольцовой показали, что между координацией тонких движений пальцев рук и речью существует тесная взаимосвязь. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук в мозг. Уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет развитие речи, памяти, внимания ребёнка, успешность в овладении первоначальными навыками письма. Как известно, правое полушарие головного мозга отвечает за образное восприятие, левое – за аналитическое мышление. Выполнение кинезиологических упражнений каждой рукой позволяет формирование речевых областей в обоих полушариях мозга.
Пальчиковая игра «УТРО НАСТАЛО»
Утро настало, Скрещивают ладони, раздвинув пальцы в сто-
Солнышко встало. роны, и поднимают руки вверх.
-Эй, братец Федя, Кулак правой руки сжат, большой палец со-
Разбуди соседей! вершает круговые движения.
-Вставай, Большак! Большой и указательный пальцы правой руки
Вставай, Указка! щёлкают по кончикам пальцев левой, начиная с
Вставай, Серёдка! большого.
Вставай, Сиротка!
И крошка-Митрошка!
Привет, Ладошка! Щёлчок в центр ладони.
Все потянулись Руки поднимаются вверх, пальцы вытягива-
И проснулись. ются и быстро шевелятся.
(Русская народная потешка)
Пальчиковая игра «МЫШКИ»
для детей первой младшей группы
Автор – М. Картушина
Главная цель. Развитие мелкой моторики.
Дополнительные цели. Побуждение детей к проговариванию текста потешки.
Описание игры
Дети сидят на стульях и скребут пальчиками по коленям под слова:
Вот как наши ребятишки
Расшалились, словно мышки.
Ловко пальчиками трут,
Словно лапками скребут.
Ш-ш-ш…
Пальчиковая игра «ПАЛЬЧИКИ И ЗАЙЧИК»
для детей младшей группы
Автор – М. Картушина
Главная цель. Создание в группе положительного эмоционального настроя.
Дополнительные цели. Развитие мелкой моторики и быстроты реакции.
Оборудование. Игрушки – зайчик, мишка, волчонок.
Описание игры
Вот как пляшут пальчики Дети сидят на стульях, вытягивают впе-
У девочек и мальчиков. (2 раза) рёд руки и шевелят пальчиками.
Подошёл к нам зайка, Педагог с зайчиком ходит перед малыша-
Заинька усатый, ми. Дети показывают зайчика (поднима-
Пальчики потрогать ют вверх указательный и средний пальцы
Хочет у ребяток. и шевелят ими. Остальные пальцы сгиба-
ют и придерживают большими.
А мы пальцы спрятали, Дети быстро прячут руки за спину. Педа-
Спрятали, спрятали. гог старается задеть руки своей ладонью
Не заденешь пальчики или игрушечным зайчиком.
Маленькою лапою.
При повторении игры педагог использует другую игрушку, соответственно изменяя текст:
Подошёл к нам мишка,
Мишка косолапый…
Или:
Подошёл волчонок
Серый и мохнатый…
Пальчиковая игра «Крокодил»
для детей средней группы
Главная цель. Развитие выразительности речи.
Дополнительные цели. Развитие выразительности мимики и координации между движениями и речью.
Описание игры
Заводила, заводила Собрать в щепоть пальцы одной руки и, при-
Заводного крокодила. жав её к ладони другой, выполнять вращатель-
Заводиться то и дело ные движения («заводить»).
Крокодилу надоело.
Рассердился крокодил, Постучать кулачками по коленям.
Взял и ключик проглотил.
Ам! Прикоснуться ладонями ко рту.
(А. Ахундова)
Фонопедические упражнения
Фонопедическое упражнение «ХОХОТУШКИ»
Мы играли в хохотушки, («Хо-хо-хо.»)
Мы визжали, как свинушки, (Визжат.)
Мы скакали, как лягушки,
Вбок и задом наперёд. (Прыгают на двух ногах, руки –
«лягушачьи лапы», и громко квакают.)
Мы смеялись, мы смеялись,
Лопнуть со смеху боялись. («Ха-ха-ха.»)
Мы решили: кто захочет,
Тот нас всех перехохочет,
Всех один пересмеёт.
(По И. Токмаковой)
Дети смеются, кто как хочет («Ха-ха-ха», «хи-хи-хи», «хе-хе-хе» и т. д.). По сигналу (удара в музыкальные тарелки) все замолкают и замирают.
Фонопедическое упражнение «ВЕТЕР»
Ветер, ветер! Ты могуч, (Ставят перед грудью руки, развернув ладони друг к
другу, и произносят звук «У», усиливая динамику и
разводя руки в стороны, затихая, когда приближа-
ют ладони друг к другу.)
Ты гоняешь стаи туч, (Также произносят звук «У» с усилением и ослабле-
нием динамики.)
Ты волнуешь сине море, (Рисуют в воздухе рукой «волну» и пропевают звук
«У», соотнося высоту звука с положением руки.)
Всюду веешь на просторе. (Также повторить «звуковую волну»).
(А. Пушкин)
Фонопедическое упражнение «МАШИНА»
Я еду на машине («Тр-р-р…» - низкий регистр)
Дорогою прямой. («Тр-р-р…» - низкий регистр)
А столбы большие («Тр-р-р…» - высокий регистр)
Назад бегут, домой! («Тр-р-р…» - высокий регистр)
(М. Пляцковский)
Фонопедическое упражнение «МОРОЗ-ВОЕВОДА»
Не ветер бушует над бором, «Звуковая волна» на звук «У».
Не с гор побежали ручьи, - «У» - сверху вниз.
Мороз-воевода дозором «Топ-топ…» - в низком регистре.
Обходит владенья свои.
Идёт – по деревьям шагает,, .
Трещит по замёрзлой воде., .
И яркое солнце играет
В косматой его бороде. Короткие звуки «А» в разных регистрах.
(Н. Некрасов)
Фонопедическое упражнение «ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА»
Люблю грозу в начале мая, «Звуковая волна» на звук «Р».
Когда весенний, первый гром, «Р-р-р…»
Как бы резвяся и играя, «Р-р-р…»
Грохочет в небе голубом. «Р-р-р…»
С горы бежит поток проворный, «Бл-л-л…» в высоком регистре.
В лесу не молкнет птичий гам, «Чик-чирик», «ку-ку», «тиу-тиу» - в раз-
ных регистрах.
И гам лесной, и шум нагорный –
Всё вторит весело громам. Поют, кто как хочет – подражая пению
(Ф. Тютчев) птиц, журчанию ручья, рокоту грома.
Фонопедическое упражнение «ЗВУКИ ТИШИНЫ»
Страшно в доме одному. Бр-р-р… -
Проникают в тишину Проехала машина.
Звуки разные, чудные. Пшш… -
Где мы слышали такие? У неё спустило шину.
Ш-ш-ш… - У-у-у. –
С листвой играет ветер. Это воет дикий зверь.
Уа! Уа! – А (Скрипучий звук связками.)
Плачут где-то дети. Проскрипела где-то дверь.
(Поцокать языком.) Тик-так, тик-так! –
Стучат так каблучки. Это ходики спешат,
Кар! Кар! – Малышам всем спать велят.
Кричит ворона у реки. (С. Коротаева)
Фонопедическое упражнение «ПОИГРАЕМ»
На лошадке ехали,
До угла доехали. (Цокать языком.)
Сели на машину,
Налили бензину. («Ш-ш-ш…»)
На машине ехали,
До реки доехали. («Бр-р-р.» – губной вибрант.)
Трр! Стоп! Разворот.
На реке – пароход. («Ду-ду-у-у.»)
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Пароход не везёт,
Надо сесть в самолёт. («Р-р-р…»)
Самолёт летит,
В нём мотор гудит. («У-у-у…»)
(И. Токмакова)
Фонопедическое упражнение «ДОЖДИК ВЫШЕЛ ПОГУЛЯТЬ»
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел дождик погулять. («Кап-кап…» - звонко)
Шёл неспешно, по привычке.
А куда ему спешить? («Кап-кап…» - медленно.)
Вдруг читает на табличке:
По газону не ходить! (Погрозить пальцем.)
Дождь вздохнул тихонько:
- Ох! («Ох! Ох! Ох! Ох!»)
И ушёл. («Кап-кап…» - затихая.)
Газон засох. («О-ох.» - глиссандо сверху вниз с затихающей интонацией.)
Фонопедическое упражнение «ДОЖДИК»
К нам на длинной тонкой ножке
Скачет дождик по дорожке. («Кап! Кап.» - отрывисто.)
В лужице – смотри, смотри! –
Он пускает пузыри. («Пых! Пых.» - с силой выталкивая воздух через со-
мкнутые губы.)
Стали мокрыми кусты. («Ах-ах-ах,» - с нисходящей интонацией.)
Стали мокрыми цветы. («Ох-ох-ох,» - с нисходящей интонацией.)
Мокрый серый воробей
Сушит пёрышки скорей. («Чирик! Чирик.» - в высоком регистре.)
Фонопедическое упражнение «ВЕСНА»
Вернулось царство вешних дней: («Ля-ля! Ля-ля.» - призывные звуки в высо-
ком регистре.)
Звенит по камушкам ручей, («Бл-л-л.» - быстро проводить кончиком языка
по верхней губе.)
Река шумит, («Ш-ш-ш…»)
И с криком стая журавлей
Уж к нам летит. («Курлы! Курлы.» - в среднем регистре.)
(С. Дрожжин)
Фонопедическое упражнение «ПОИГРАЕМ»
На лошадке ехали,
До угла доехали. (Цокать языком.)
Сели на машину,
Налили бензину. («Ш-ш-ш…»)
На машине ехали,
До реки доехали. («Бр-р-р.» – губной вибрант.)
Трр! Стоп! Разворот.
На реке – пароход. («Ду-ду-у-у.»)
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Пароход не везёт,
Надо сесть в самолёт. («Р-р-р…»)
Самолёт летит,
В нём мотор гудит. («У-у-у…»)
(И. Токмакова)
Фонопедическое упражнение «ДОЖДИК ВЫШЕЛ ПОГУЛЯТЬ»
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел дождик погулять. («Кап-кап…» - звонко)
Шёл неспешно, по привычке.
А куда ему спешить? («Кап-кап…» - медленно.)
Вдруг читает на табличке:
По газону не ходить! (Погрозить пальцем.)
Дождь вздохнул тихонько:
- Ох! («Ох! Ох! Ох! Ох!»)
И ушёл. («Кап-кап…» - затихая.)
Газон засох. («О-ох.» - глиссандо сверху вниз с затихающей интонацией.)
Фонопедическое упражнение «ДОЖДИК»
К нам на длинной тонкой ножке
Скачет дождик по дорожке. («Кап! Кап.» - отрывисто.)
В лужице – смотри, смотри! –
Он пускает пузыри. («Пых! Пых.» - с силой выталкивая воздух через со-
мкнутые губы.)
Стали мокрыми кусты. («Ах-ах-ах,» - с нисходящей интонацией.)
Стали мокрыми цветы. («Ох-ох-ох,» - с нисходящей интонацией.)
Мокрый серый воробей
Сушит пёрышки скорей. («Чирик! Чирик.» - в высоком регистре.)
Фонопедическое упражнение «ВЕСНА»
Вернулось царство вешних дней: («Ля-ля! Ля-ля.» - призывные звуки в высо-
ком регистре.)
Звенит по камушкам ручей, («Бл-л-л.» - быстро проводить кончиком языка
по верхней губе.)
Река шумит, («Ш-ш-ш…»)
И с криком стая журавлей
Уж к нам летит. («Курлы! Курлы.» - в среднем регистре.)
(С. Дрожжин)
Пальчиковая игра «ПАЛЬЧИКИ И ЗАЙЧИК»
для детей младшей группы
Автор – М. Картушина
Главная цель. Создание в группе положительного эмоционального настроя.
Дополнительные цели. Развитие мелкой моторики и быстроты реакции.
Оборудование. Игрушки – зайчик, мишка, волчонок.
Описание игры
Вот как пляшут пальчики Дети сидят на стульях, вытягивают впе-
У девочек и мальчиков. (2 раза) рёд руки и шевелят пальчиками.
Подошёл к нам зайка, Педагог с зайчиком ходит перед малыша-
Заинька усатый, ми. Дети показывают зайчика (поднима-
Пальчики потрогать ют вверх указательный и средний пальцы
Хочет у ребяток. и шевелят ими. Остальные пальцы сгиба-
ют и придерживают большими.
А мы пальцы спрятали, Дети быстро прячут руки за спину. Педа-
Спрятали, спрятали. гог старается задеть руки своей ладонью
Не заденешь пальчики или игрушечным зайчиком.
Маленькою лапою.
При повторении игры педагог использует другую игрушку, соответственно изменяя текст:
Подошёл к нам мишка,
Мишка косолапый…
Или:
Подошёл волчонок
Серый и мохнатый…
Пальчиковая игра «Крокодил»
для детей средней группы
Главная цель. Развитие выразительности речи.
Дополнительные цели. Развитие выразительности мимики и координации между движениями и речью.
Описание игры
Заводила, заводила Собрать в щепоть пальцы одной руки и, при-
Заводного крокодила. жав её к ладони другой, выполнять вращатель-
Заводиться то и дело ные движения («заводить»).
Крокодилу надоело.
Рассердился крокодил, Постучать кулачками по коленям.
Взял и ключик проглотил.
Ам! Прикоснуться ладонями ко рту.
(А. Ахундова)
Фонопедические упражнения
Фонопедическое упражнение «ХОХОТУШКИ»
Мы играли в хохотушки, («Хо-хо-хо.»)
Мы визжали, как свинушки, (Визжат.)
Мы скакали, как лягушки,
Вбок и задом наперёд. (Прыгают на двух ногах, руки –
«лягушачьи лапы», и громко квакают.)
Мы смеялись, мы смеялись,
Лопнуть со смеху боялись. («Ха-ха-ха.»)
Мы решили: кто захочет,
Тот нас всех перехохочет,
Всех один пересмеёт.
(По И. Токмаковой)
Дети смеются, кто как хочет («Ха-ха-ха», «хи-хи-хи», «хе-хе-хе» и т. д.). По сигналу (удара в музыкальные тарелки) все замолкают и замирают.
Фонопедическое упражнение «ВЕТЕР»
Ветер, ветер! Ты могуч, (Ставят перед грудью руки, развернув ладони друг к
другу, и произносят звук «У», усиливая динамику и
разводя руки в стороны, затихая, когда приближа-
ют ладони друг к другу.)
Ты гоняешь стаи туч, (Также произносят звук «У» с усилением и ослабле-
нием динамики.)
Ты волнуешь сине море, (Рисуют в воздухе рукой «волну» и пропевают звук
«У», соотнося высоту звука с положением руки.)
Всюду веешь на просторе. (Также повторить «звуковую волну»).
(А. Пушкин)
Фонопедическое упражнение «МАШИНА»
Я еду на машине («Тр-р-р…» - низкий регистр)
Дорогою прямой. («Тр-р-р…» - низкий регистр)
А столбы большие («Тр-р-р…» - высокий регистр)
Назад бегут, домой! («Тр-р-р…» - высокий регистр)
(М. Пляцковский)
Фонопедическое упражнение «МОРОЗ-ВОЕВОДА»
Не ветер бушует над бором, «Звуковая волна» на звук «У».
Не с гор побежали ручьи, - «У» - сверху вниз.
Мороз-воевода дозором «Топ-топ…» - в низком регистре.
Обходит владенья свои.
Идёт – по деревьям шагает,, .
Трещит по замёрзлой воде., .
И яркое солнце играет
В косматой его бороде. Короткие звуки «А» в разных регистрах.
(Н. Некрасов)
Фонопедическое упражнение «ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА»
Люблю грозу в начале мая, «Звуковая волна» на звук «Р».
Когда весенний, первый гром, «Р-р-р…»
Как бы резвяся и играя, «Р-р-р…»
Грохочет в небе голубом. «Р-р-р…»
С горы бежит поток проворный, «Бл-л-л…» в высоком регистре.
В лесу не молкнет птичий гам, «Чик-чирик», «ку-ку», «тиу-тиу» - в раз-
ных регистрах.
И гам лесной, и шум нагорный –
Всё вторит весело громам. Поют, кто как хочет – подражая пению
(Ф. Тютчев) птиц, журчанию ручья, рокоту грома.
Фонопедическое упражнение «ЗВУКИ ТИШИНЫ»
Страшно в доме одному. Бр-р-р… -
Проникают в тишину Проехала машина.
Звуки разные, чудные. Пшш… -
Где мы слышали такие? У неё спустило шину.
Ш-ш-ш… - У-у-у. –
С листвой играет ветер. Это воет дикий зверь.
Уа! Уа! – А (Скрипучий звук связками.)
Плачут где-то дети. Проскрипела где-то дверь.
(Поцокать языком.) Тик-так, тик-так! –
Стучат так каблучки. Это ходики спешат,
Кар! Кар! – Малышам всем спать велят.
Кричит ворона у реки. (С. Коротаева)
Фонопедическое упражнение «ПОИГРАЕМ»
На лошадке ехали,
До угла доехали. (Цокать языком.)
Сели на машину,
Налили бензину. («Ш-ш-ш…»)
На машине ехали,
До реки доехали. («Бр-р-р.» – губной вибрант.)
Трр! Стоп! Разворот.
На реке – пароход. («Ду-ду-у-у.»)
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Пароход не везёт,
Надо сесть в самолёт. («Р-р-р…»)
Самолёт летит,
В нём мотор гудит. («У-у-у…»)
(И. Токмакова)
Фонопедическое упражнение «ДОЖДИК ВЫШЕЛ ПОГУЛЯТЬ»
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел дождик погулять. («Кап-кап…» - звонко)
Шёл неспешно, по привычке.
А куда ему спешить? («Кап-кап…» - медленно.)
Вдруг читает на табличке:
По газону не ходить! (Погрозить пальцем.)
Дождь вздохнул тихонько:
- Ох! («Ох! Ох! Ох! Ох!»)
И ушёл. («Кап-кап…» - затихая.)
Газон засох. («О-ох.» - глиссандо сверху вниз с затихающей интонацией.)
Фонопедическое упражнение «ДОЖДИК»
К нам на длинной тонкой ножке
Скачет дождик по дорожке. («Кап! Кап.» - отрывисто.)
В лужице – смотри, смотри! –
Он пускает пузыри. («Пых! Пых.» - с силой выталкивая воздух через со-
мкнутые губы.)
Стали мокрыми кусты. («Ах-ах-ах,» - с нисходящей интонацией.)
Стали мокрыми цветы. («Ох-ох-ох,» - с нисходящей интонацией.)
Мокрый серый воробей
Сушит пёрышки скорей. («Чирик! Чирик.» - в высоком регистре.)
Фонопедическое упражнение «ВЕСНА»
Вернулось царство вешних дней: («Ля-ля! Ля-ля.» - призывные звуки в высо-
ком регистре.)
Звенит по камушкам ручей, («Бл-л-л.» - быстро проводить кончиком языка
по верхней губе.)
Река шумит, («Ш-ш-ш…»)
И с криком стая журавлей
Уж к нам летит. («Курлы! Курлы.» - в среднем регистре.)
(С. Дрожжин)