Папки-передвижки

Мастер-класс на районном методическом объединении «Сказки своими руками»

Любовь Сливная
Мастер-класс на районном методическом объединении «Сказки своими руками»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс на районном методическом объединении «Сказки своими руками»

Содержание мастер-класса :

• Актуальность

• Презентация педагогического опыта

Цель мастер-класса : Знакомство педагогов с методами и приемами технологии Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой» (основные понятия, этапы, методы и приемы).

• Задачи мастер класса :

1. Познакомить педагогов с одним из методов работы со сказкой (это групповое придумывание и рассказывание сказки);

Публикация «Мастер-класс на районном методическом объединении „Сказки своими руками“» размещена в разделах

2. Познакомить педагогов со схемой составления сказки;

2. Актуализация позитивного эмоционального опыта в процессе работы со сказкой.

Оборудование: «Чудесный мешочек»; маленькие фигурки героев; маски героев; «глаз» (знак наблюдателя); мячи (7 штук); картинки семей героев (или на экране); демонстрационный материал на лексико-грамматические категории: на окне, за кустом, в травке); слова героям на карточках; музыка и т. д.

Все мы знакомы с литературным жанром «Сказка». Сказки есть в каждом доме и, конечно, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят.

Но сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказ, в лучшем случае пересказ в лицах и драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.

С развитием массового телевидения, читать детям стали значительно меньше. Телевизор и компъютер в этом поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче и интереснее.

Поскольку сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье для развития детей их можно использовать в нашей работе по специальной универсальной схеме, разработанной педагогом Ларисой Борисовной Фесюковой, которая помогает этот пробел ликвидировать. Схема выглядит следующим образом:

1. Нравственный урок.

2. Воспитание добрых чувств.

3. Речевая зарядка.

4. Развитие мышления и воображения.

5. Сказка и математика.

6. Сказка и экология.

7. Сказка развивает руки.

Л. Б. Фесюкова предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ, т. е. научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.

По своей природе сказка родственна игре : она погружает нас в атмосферу вымысла. Через сказки в глубоком детстве мы овладевали родным языком, познавали его красоту и лаконичность.

Через сказки мы знакомимся с культурой и историческим опытом своего народа, получаем первые представления о том, как жили в стародавние времена люди.

Сказку можно использовать как способ решения конкретной проблемы.

Язык сказок сближает людей.

Сказка пробуждает творческие силы человека.

Сказка несет свободу.

Поскольку в моей работе с детьми, в силу их возраста, приоритетное направление «Речевое развитие», предлагаю остановиться на одном из разделов схемы Л. Б. Фесюковой «Речевая зарядка».

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста:

1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на собственные силы.

2. Потребность в знаниях и опыте. Герой оказывается способным преодолевать самые невероятные препятствия.

3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, с кем-то борется, от кого-то убегает.

Моя работа с детьми с использованием элементов сказкотерапии строится либо на основе одной сказки, либо представляет собой «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов.

Присутствие ритуала входа (и выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической ситуации в обыденную. Я чаще всего использую манипуляции с волшебными предметами: волшебный клубочек, волшебная палочка, волшебная шкатулка, волшебная книга, проговаривание волшебных заклинаний.

Также детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводника, у которого есть легенда, объясняющая детям его присутствие в нашем мире. Роль проводника играют куклы бабушки – старушки, Феи, Гномики, Эльфы. Наши сказочные путешествия наполнены играми, позволяющими ближе познакомиться со сказкой.

Мною применяется Сказкотерапевтическое рисование. Дети рисуют сказки : любимого сказочного героя, сказочную страну, свой сказочный мир. Это тоже относится к сказкотерапии, т. к. в задании используются метафора и идея превращения.

В своих рисунках дети изображали разных существ и придумывали о них истории и сказки, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявления творчества и фантазии, обогащение эмоционального мира ребенка.

На занятиях предлагается детям обыгрывание мини-этюдов. Проигрывание этюдов дает возможность ребенку прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и с помощью мимики и жестов передать эмоциональное состояние героев.

Данный мастер-класс построен по принципу игры-путешествия, что поможет вам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации продемонстрирует структуру занятия, построенного с использованием элементов сказкотерапии.

Слайд

Прежде, чем начать нашу работу, я познакомлю вас с тем, что нам предстоит (основными этапами занятия) :

1. Знакомство.

2. Ритуал вхождения в сказку.

3. Рассказывание сказки.

4. Сказочная задача.

5. Обобщение приобретенного опыта.

6. Ритуал выхода из сказки.

7. Рефлексия.

Ход действия мастер-класса :

Слайд

1 Этап «Знакомство» (Прежде чем начать работу, все участники «Знакомятся» друг с другом)

Педагог: Уважаемые коллеги! Начнём с того, что каждый участник по кругу назовет свое имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую букву своего имени. Думаю, среди нас нет человека, который бы не любил сказки. А кому еще, как ни нам, в силу своей профессии жить рядом со сказкой!

Упражнение «Ладошки» (Каждому участнику мастер-класса необходимо представиться (назвать свое имя и имя сказочного героя по первой букве своего имени). Первый участник представляется и подаёт ладошку, второй участник представляется и кладёт свою ладошку на руку первому участнику и т. д.)

Цель: сближение участников, развитие кооперации, мобилизации внимания участников.

2 Этап «Ритуал вхождения в сказку» Слайд

На данном этапе участники перевоплощаются в сказочных героев.

Педагог: Первое, что мы сделаем, распределим роли участия в мастер-классе с помощью жеребьевки: кому повезет, будут активными участниками; другие внимательными наблюдателями. Какую игрушку вы достанете, тем вы и станете.

(Педагог передает «Чудесный - мешочек», в котором находятся персонажи сказки, какую игрушку вытаскивает участник - такую роль он выполняет, у кого глаза - тот наблюдатель).

Педагог: Вот наши герои готовы, но это не означает что вы уже в сказке, чтобы войти в сказку мы должны произнести слова и сделать необходимые действия. Нужно закрыть глаза и, поворачиваясь вокруг себя повторять за мной: «Кручусь, верчусь, в сказочного героя превращусь» (пока вы крутитесь я раздаю маски и/или одеваю ваших персонажей).

Вот вы и стали героями русских народных сказок и наше путешествие начинается. Уважаемые герои займите свои места.

Звучит спокойная музыка, герои рассаживаются.

Слайд

3 этап «Рассказывание сказки»

Придумываем Зачин - начало сказки. (Жил-был., или в некотором царстве, в некотором государстве)

Педагог начинает рассказывать сказку.

1. Упражнение «Дед и баба». Цель: развитие невербальной речи.

Педагог: Жили-были Дед и Баба. И семья эта была особенная: Баба глухая была, ничего не слышала.

Дед: Баба, испеки мне колобка.

Педагог: А баба- то не понимает, что дед говорит. А дед голодный, кушать хочет. Покажите, пожалуйста, как вы сможете объясниться между собой, чтобы смогли понять друг друга.

Герой-дед должен объяснить бабе невербальным языком чего он хочет. (Самостоятельные действия персонажей)

Педагог: Молодец дед, а сейчас мы с вами сделаем гимнастику с мячами и покажем, как бабка испекла Колобка.

2. Раздаются мячики участники мастер-класса и выполняют гимнастические упражнения.

Цель: Координация речи с движениями

Педагог: Жили-были дед да баба на полянке у реки.

И. п. — мяч за спиной. Наклоны головы вправо (5-6 раз)

И любили они очень на сметане колобки.

И. п. - руки в стороны, передать мяч из руки в руку впереди себя. (5-6 раз)

Хоть у бабки мало сил - бабка тесто замесила.

И. п. - Мяч впереди, пружинка.

Раскатала колобка.

И. п. - Катать мяч между ладоней.

Вышел ровный, вышел гладкий, но соленый, а не сладкий.

Педагог одевает маску Колобка.

Колобок: Я веселый Колобок, круглый бок, румяный бок.

Я хочу вас пригласить в свою сказку погостить.

Только сказку не простую необычную такую. Вы согласны? (Да.)

Педагог: Тогда продолжаем. Положила бабка колобка на окно остужаться… заскучал колобок да и спрыгнул с окна на лавку с лавки на травку и покатился… ( Повторяем вместе движения: поверхность, спрыгивание, руками, как катится).

Музыкальный проигрыш, герои делают круг по залу, останавливаются.

3. Дыхательная фонематическая гимнастика

А в лесочке ветерок травку качает У-у-у - тихо

Деревья раскачивает У-у-у - громко

Листочки шевелит Ш-ш-ш - тихо

Пчелки летают Ж-ж-ж - громко

Педагог: Замечательно справились, молодцы. Уважаемые герои займите свои места. Далее мы даем более подробную характеристику герою. Наделяем его характером, темпераментом.

Слайд

4 этап «Сказочная задача». На данном этапе участникам предлагается принять решение и найти выход из сложившейся ситуации. Педагог: Следующий этап самый насыщенный, так как на этом этапе вы должны проявить свои творческие, речевые способности, а так же проявить смекалку, находчивость, активность:

- сталкиваем героя с проблемой, трудностью, конфликтом;

- описываем реакцию героя на случившееся;

- далее наш герой начинает искать выход из ситуации, пробует

решить проблему;

- в итоге герой (в данном случае Колобок) должен справиться с

ситуацией, найти верное решение.

Педагог: (Рассказывает) Катится по лесу дремучему наш Колобок, навстречу приключениям. Катится, катится, а навстречу ему заяц бежит, весь дрожит, плачет. Колобку интересно стало, кого это заяц боится.

Колобок: Заяц, чего дрожишь и плачешь?

Заяц: В лесу не только я живу, оказывается и медведь, а он большой и страшный.

Колобок: А где твои родители?

Заяц: Остались дома, а я пошел гулять и испугался медведя.

Колобок: А как же тебя одного родители в лес отпустили?

Заяц: Я сам ушел, я забыл спросить (виновато).

Колобок: Подумаешь, медведя испугался, идем, я тебя домой отведу. Только мне надо разобраться в какой ты семье живешь. Если ты сейчас назовешь семейки животных, то и в свою семью попадешь.

Слайд

Игра «Весёлая семейка».

Материал: картинки семей диких животных: медвежья, волчья, лисья, заячья. Заяц ищет на картинках заячье семейство.

Колобок: Вот и нашлась твоя семья, отправляйся ты домой и без разрешения больше не убегай.

Веселая музыка заяц вприпрыжку отправляется на свое место.

Педагог: А Колобок покатился дальше. Катится, катится, а на встречу ему волчок – серый - бочок.

Волк: Колобок, колобок, я тебя съем.

Колобок: А я не боюсь, я от тебя смогу спрятаться.

Слайд

Игра на развитие зрительного внимания и лексико-грамматических категорий.

Колобок подходит к доске и с помощью демонстрационного материала показывает как перемещается колобок: на пенек, за дерево, в кусты и т. д.

Колобок: Если ты назовешь, где я нахожусь, значит, ты меня нашёл.

Педагог: Не умеешь ты прятаться, везде тебя волк нашёл.

Волк: Ох и шустрый ты Колобок, развеселил меня. Я передумал, есть тебя. Побегу я лучше домой, поиграю в эту интересную игру с друзьями.

Педагог: А Колобок покатился дальше. Катится, катится, а навстречу ему медведь.

Медведь: Ты зачем сюда явился? Я гостей к себе не звал! Надоела мне малина, но воровать ее не дам! Ты катись своей дорогой, а, то съем тебя сейчас. Неповадно будет многим, в мой малинник нос совать!

Медведь наступает на Колобка, колобок смущенно оправдывается.

Колобок: Воровать я не умею, и малины не хочу. Я хочу узнать, от чего ты косолапый такой злой сидишь в своей малине и всех жителей леса пугаешь.

Медведь: Вроде все вокруг знакомо. Но не дома точно я. А как вернуться я не знаю. Вот дожился - заблудился.

Колобок: Я тебе Миша помогу.

Слайд (с загадками)

Игра «Сказки перепутались». Отгадай-ка Миша загадку, не из этой ли ты сказки?

Что за гостья в дом пришла

К трём лесным медведям?

Там поела, попила,

В трёх кроватях поспала,

А хозяева вернулись –

Еле ноги унесла! (Три медведя)

Колобок: Хорошо, но вот это сто процентов про тебя.

Миша по лесу идёт,

Короб на спине несёт –

Пироги для бабы с дедом

Внучка Маша напекла-

Несговорчивого Мишу

Вокруг пальца обвела! (Маша и медведь)

Колобок : Ну а следующая загадка.

Я от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл,

Песни пел под синим небом,

Для лисы он стал обедом. (Колобок)

Ну вот ты и нашел свой дом Миша.

Медведь: Ох, уважил ты меня. Побреду быстрей к себе. Так по дому заскучал.

Педагог: А Колобок покатился дальше. Катится, катится, увидел пенёк, остановился, подремать решил он здесь. Только засыпать он стал, как шаги он услыхал. Открывает он глаза, рядом рыжая лиса.

Увидела колобка, села на пенек и запричитала.

Лиса: Несчастная я, бедная я, одинокая я,

Педагог: Но мы же с вами знаем, что лиса-обманщица. А поможет нам её разоблачить игра «Всё наоборот».

Слайд

Игра «Всё наоборот»

Лиса говорит свое обращение, а вы герои противоположное по значению слово.

Лиса: Бедная я -, несчастная -, ах, длинная дорога тебе домой колобок -…

Колобок: Так вот почему ты такая несчастная, ты просто одинокая у тебя нет друзей. Давайте все вместе дружить, давайте возьмемся все за руки и станем одним добрым животным.

Слайд

Игра «Доброе животное».

Цель: способствовать сплочению коллектива, оказывать поддержку и сопереживать чувствам других.

Ход игры:

Педагог тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук сердца - шаг вперед, стук сердца - шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Колобок: Дорогие друзья, я так рад, что вы у меня появились. Но мне пора домой к Деду и Бабе. До свидания, до скорых встреч.

Завершающий шаг - сказочная развязка (герой получает награду, и сказка приобретает счастливое завершение).

Педагог: Прибежал домой Колобок, залез на подоконник и стал ждать Бабу с Дедом. Увидели Колобка Дед с Бабой, обрадовались и стали жить - поживать да добра наживать.

Слайд

5 этап «Обобщение приобретенного опыта». Участники отвечают на вопросы: - Есть ли среди ваших знакомых люди, похожие на героев этой сказки?

- С кем бы вы хотели дружить из героев сказки?

- Чему Вас учит эта сказка?

6 Этап «Ритуал выхода из сказки» (Перевоплощение из сказочных

героев в простых людей).

Педагог: А сейчас, уважаемые педагоги, прошу Вас вернуться в свой детский сад из сказочного приключения, но для этого нужно сказать слова.

Повторяйте за мной: «Кручусь верчусь и в педагога превращусь».

7 Этап «Рефлексия» (Обмен эмоциями)

Педагог: Уважаемые педагоги! Сегодня на мастер-классе, мы рассмотрели основные этапы работы со сказкой в разделе «Речевая зарядка» по методике Л. Б. Фесюковой. И это лишь малая часть из большой кропотливой педагогической работы, которая дает детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Считаете ли вы, проведенный мастер-класс результативным? Какими впечатлениями вы можете поделиться? Напишите свои отзывы…

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведенном городском методическом объединении воспитателейФотоотчет о проведенном городском методическом объединении воспитателей Воспитатели ДОО города Черемхово приняли активное участие в заседании городского методического объединения по речевому развитию дошкольников.

Фотоотчет о районном методическом объединении педагогов дошкольного и начального школьного образованияФотоотчет о районном методическом объединении педагогов дошкольного и начального школьного образования Фотоотчет о районном методическом объединении педагогов образования. 3 ноября на базе нашего МБДОУ «Радуга» прошло районное методическое.

Фотоотчет о районном методическом объединении воспитателей первых младших группФотоотчет о районном методическом объединении воспитателей первых младших групп Фотоотчет о районном методическом объединении воспитателей дошкольного образования первых младших групп «Предметно-развивающая среда.

Конспект ООД на районном методическом объединении для воспитателей «В стране игрушек» Цель. Развитие речевой активности в процессе свободного общения с детьми, в ходе дидактических игр, и в творчестве детей. Задачи: образовательные:.

Мастер-класс на методическом объединении музруководителей г. Буденновска МАСТЕР-КЛАСС по теме: «Предлагаемые обстоятельства», как один из способов развития творческих способностей в театрализованной деятельности».

Фотоотчет «Участие в районном методическом объединении»Фотоотчет «Участие в районном методическом объединении» Подходит к завершению Год экологии в России. Много было сделано в этом направлении с детьми, хотя работа по экологическому воспитанию сопровождает.

Выступление на методическом объединении «Работа с родителями в условия ФГОС» Выступление на методическом объединении «Работа с родителями в условия ФГОС». Уважаемые коллеги, я бы хотела с вами поделиться опытом.

Выступление на районном методическом объединении «Мотивация как способ вовлечения ребенка в образовательную деятельность» Слайд 1. Мотивация как эффективный способ вовлечения ребенка в образовательную деятельность. Слайд 2. По стандарту дошкольного образования.

Презентация к выступлению на районном методическом объединении «Использование ИКТ в образовательном процессе ДОО» Традиционные формы, работы с родителями при всех их положительных характеристиках, имеют объективные трудности это: • Ограниченное количество.

Выступление на районном методическом объединении воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Учебно-практико-ориентированные семинары, как средство внедрения инновационных программ в практику дошкольных образовательных учреждений.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс на районном методическом объединении «Сказки своими руками»
Опубликовано: 13 марта 2018 в 17:57
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс на районном методическом объединении «Сказки своими руками»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Сливная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД