Елена Цаплина
Выступление на методическом объединении «Развивающие функции художественной литературы в подготовке детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающие функции художественной литературы в подготовке детей к школе
Сегодня перед, детским садом, как никогда остро стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования грамотного читателя. Если в дошкольном возрасте ребенок не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу-это очень интересно, то в школе, усевшись за учебники и компьютер, он уже не полюбит художественную литературу.
Публикация «Выступление на методическом объединении „Развивающие функции художественной литературы в подготовке детей к школе“» размещена в разделах
Ведущей целью подготовки ребенка к школе Должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности произвольности, Творческого самовыражения и других. Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка.
Используя художественные тексты как готовый культурный материал, воспитатель, а затем и учитель, становиться проводником детей в миры, создаваемые книгой.
Иначе говоря, чтение художественной литературы выступает в форме партнерской деятельности взрослого с детьми.
Социологические исследования в нашей стране и за рубежом
выявили такие негативные тенденции:
• заметное снижение интереса к чтению у младших школьников и подростков;
• резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео, и аудио техника, компьютеры и интернет практически вытеснили книгу из их жизни;
• подмена подлинной литературы «суррогатами» массовой культуры и т. д.
Чтобы избежать таких проблем, следует начать знакомить ребенка с книгой как можно раньше – за долго до того, как он пойдет в школу и сам научится читать. «
ЧТЕНИЕ – развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
ЧТЕНИЕ – развивает речь человека, делает ее правильной, понятной, образной, красивой.
Человек читающий умеет пользоваться информацией, исследовать ее
ЧТЕНИЕ – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.
ЧТЕНИЕ детям художественных текстов должно быть ежедневным и не только в детском саду, но и дома. Регулярное интересное чтение должно войти в привычку, стать обычаем, ритуалом жизни группы.
Читая книгу, воспитатель выступает как партнер детей по восприятию ее содержания: проявляет эмоции, удивление, изумления, сострадания и пр.
ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ :
1. Формировать устойчивый интерес детей к литературе как виду искусства; воспитывать грамотного читателя;
2. Учить детей анализировать текст, постигать смысл читаемого. Формировать знание о произведении.
3. Следить за тем, как дети воспринимают художественное произведение, какое воздействие оно оказывает на них, учитывать детское мнение о произведении и при необходимости корректировать его, формировать нравственный потенциал ребенка;
4. Вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни;
5. Расширять круг детского чтения за счет введения современных художественных произведений;
6. Создавать библиотеку в ДОУ, библиотечные зоны в группах; устраивать книжные выставки, образы книжных новинок, информировать родителей по пробелам детского и семейного чтения;
7. Контролировать процесс семейного чтения;
8. Создавать литературную базу для реализации программы, состоящую из фонотеки, фондов (портреты писателей, книг с автографами, встреч, литературных праздников и т. д., материалов занятий с родителями по вопросам детского чтения. Активно пользоваться накопленным материалом в работе с детьми и родителями.
Развивающие функции художественной литературы трудно переоценить в подготовке дошкольников к восприятию учебной программы в школе, к усвоению получаемых знаний.
И закончить свое выступление хочу словами Зинаиды Александровны Гриценко:
«Только книга может обогатить мир ребенка, сделать его интересным, полным необычайных открытий и наслаждений новым знанием. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, ждать праздника ума и души от общения с нею". (З. А. Гриценко)