Галина Есавкина
Опыт работы педагога ДШИ по теме «Предмет «Композиция прикладная». Методические пособия для усвоения материала»
▼ Скачать + Заказать документы
Декоративно - прикладное искусство (от лат. deko «украшаю»)- широкий раздел художественного творчества, направленный на создание изделий, тем или иным образом, совмещающих утилитарную и художественную функции. В отличие от изобразительного («изящного искусства», предназначенного для эстетического наслаждения, изделия прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни, и служить оформлением быта и интерьера. Это - керамика, литьё, резьба по дереву, вышивка, роспись, игрушка, шитьё, чеканка и многое другое. Для создания предметов декоративно- прикладного творчества требуются определённые знания и умения, которые дети получают в том числе на занятиях по предмету «Композиция прикладная». Занятия по композиции прикладной на отделении "Декоративно - прикладное творчество" Театр моды включают в себя изучение истории костюма и основы дизайна. Они способствуют развитию умений видеть и оценивать прекрасное, развивать творческие способности, художественный вкус и фантазию. На занятиях дети получают знания об одежде, обуви, головных уборах, входящих в тот или иной костюм той или иной эпохи или страны, о тканях из которых их изготавливали, отделкой и украшениях. Они получают представление о современном восприятии наследия предков, воспроизводя их мотивы в искусстве. Дети с интересом изучают жизнь и быт людей, живущих в давние времена в различных странах. Рассматривая старинные вещи, учащиеся понимают, что от того как мы относимся к старине, зависит быть или не быть мировой и отечественной культуре. Это наследие чуть было не растеряли, не забыли. Поэтому на своих уроках я стараюсь собирать по крохам, то что уцелело. И как пригодилось то, что удалось сберечь для дальнейших творческих поисков. В конце каждой изучаемой эпохи задаю вопросы, посвящённые названию элементов костюма и их деталей, выполняем муляж костюма в масштабе 1:4, чтобы усилить зрительное восприятие, также делаем зарисовки орнаментов. По основам дизайна знакомимся с правилами построения костюма (ритм, цвет, пропорции, форма, симметрия и ассиметрия, и т. д., даю понятие «мода» и «костюм», с последующим выполнением эскизов на заданную тему. На уроках используется большое количество разнообразных наглядных пособий. Они необходимы, чтобы ознакомить учащихся со способами изготовления изделий, с инструментами, которые будут использованы при работе в материале, их назначением и использованием на каждом этапе урока, с приемами работы над заданием. Типы пособий : натуральные наглядные пособия - образец изготавливаемого предмета,
Публикация «Опыт работы педагога ДШИ по теме „Предмет „Композиция прикладная“, Методические пособия для усвоения материала“» размещена в разделах
таблицы, иллюстрации;
устное описание внешнего вида предмета и его конструкции
электронные образовательные ресурсы - универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
аудиовизуальные - слайд - фильмы, видео мастер-классы;
материальные - для полноценного усвоения заданий каждого раздела программы необходимо, чтобы обучающиеся были обеспеченны всеми необходимыми материалами : красками, бумагой разных видов, пластилином, отделочными материалами, тканью, бисером и т. д.
Для лучшего усвоения предмета я использую методическую литературу («История костюма», Бесчастнов Н. П. «Художественный язык орнамента». М., 2010 Бородулина В. А. ; Танкус О. В. «Основы художественного ремесла» 1978 г., Детская энциклопедия «Я познаю мир» 2002 г. Донна Кулер «Лоскутное шить», Ефимова Л. В., Белогорска Р. М. Русская вышивка и кружево, М. : «Изобразительное искусство»,1984 Крупская Ю. В. ; Кизеева Н. И. ; Сазонова Л. В. ; Симаненко В. Д. «Технология» 2004 г. ,Кузьмина М. ; Максимова М. «Лоскутики» 2005 г., Муханова И. Ю. «Лоскутное шитье» 2004 г. ,Муханова Ю. Лоскутная живопись 2004 г., Мэри Энн Грин «Шитье из лоскутков» 1981 г., Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. – Минск: 1980.,Русские художественные промыслы. - М. : Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010, Сазонова Н. С. ; Молотобарова Н. С. «Кружки художественной вышивки» 1978г., Шульгина А. ; Тамилина Л. «Костюмы для художественной самодеятельности», «Рукоделие» В. В. Царук, Свой дом украшу я сама 1992 г., Федотов Г. Я. Энциклопедия ремесел. - М. Изд-во Эксмо, 2003