Бородяева Софья
Опыт работы коррекционного педагога воспитателем на средней массовой группе в общеразвивающем саду
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы коррекционного педагога в общеразвивающем саду.
С января 2017 года, работаю воспитателем в массовой группе детского сада По специальности, я учитель-логопед, педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Обладая большей компетенцией в области коррекционной педагогики, могу сказать, что действительно наблюдается тенденция к увеличению числа детей, имеющих «особенности» в развитии.
Публикация «Опыт работы коррекционного педагога воспитателем на средней массовой группе в общеразвивающем саду» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
В разных возрастных категориях, разный процент тех или иных нарушений развития. С каждым годом количество детей с «особенностями» в развитии рождается все больше и больше. Психомоторное развитие ребенка весьма сложный процесс, основаный на генетической программе. Нарушения могут затрагивать разные сферы психомоторного развития ребенка.
Ранее я уже писала о своем начальном опыте работы воспитателем в массовой группе общеразвивающего сада. Спустя три года я могу проанализировать динамику и сделать ряд выводов. При диагностике детей младшего возраста, было выявлено несколько человек, имеющих определённые особенности в развитии. В предыдущей статье я упоминала о том, что необходима тесная взаимосвязь родителей и педагогов, а также медицинских работников, в дальнейшем педагогическом сопровождении ребенка. Статистика показывает, что растет численность детей, имеющих какие-либо особенности в развитии. Одна из главных причин развития сопутствующих сложностей адаптации к миру у ребенка - это несвоевременное выявление и коррекция данных особенностей. Очень часто родители находятся в состоянии психологической защиты и не замечают (или даже не хотят замечать) это в своих детях. Конечно, для каждой семьи их чадо самое лучшее. Многие относят данные изменения к личностным особенностями характера. Ведя работу с родителями, как воспитатель, имеющий коррекционное образование, не только логопеда, но и дефектолога, к сожалению, не увидела обратной связи от 80% семей. Хотя у таких особенных детей, уже на первом году посещения массовой группы, наблюдалось более сложная адаптация в коллективе. Такому ребенку тяжело находиться среди большого количества детей, так как он сталкивается с не пониманием при общении с другими детьми (например, не говорящий ребенок) и достаточно быстро переутомляется. Со стороны педагогов требуется уделять им больше времени, практически организовывать индивидуальный подход. В силу увеличения наполняемости общеразвивающих групп в саду, это вызывает ряд трудностей для воспитателя. К примеру, в коррекционных группах есть определенный стандарт, направленный на формирование небольшой наполняемости, с учетом индивидуальных особенностей детей. Соответственно, в группах деток меньше и им предоставляется больше внимания и помощи от воспитателя. Реализуется индивидуальный подход, педагоги имеют специализированное коррекционное образование, а также ведется комплексная работа всех специалистов (педагогов, психологов, медицинских работников). Таким образом, дети с особенностями в развитии находясь в общеразвивающих группах, находятся в менее благоприятных условиях. Проводя консультации и беседы с родителями, столкнулась с непринятием информации о том, что необходима дополнительная диагностика других специалистов, для выявления полной картины развития ребенка. Научные выводы свидетельствуют о том, что раннее выявление поможет начать реализовывать комплексный подход, тем самым даст благоприятную динамику. Чем раньше мы начнем работать с особенностями, тем быстрее поможем ребенку,скорректируем и приблизимся к норме. Таким образом, очень часто пропускается самый важный компенсионный период, когда детский мозг пластичен и высшие психические функции имеют сензитивные периоды (накопления,подъёма и спада). На втором году посещения массовой группы общеразвивающего сада, дети с особенностями в развитии, не получившие специализированного коррекционного сопровождения, имели более глубокие изменения в развитии. Наблюдалась задержка психического и речевого развития. Например: в 5 лет,в норме, дети должны составлять рассказ по картинке, иметь активный богатый словарь (2500-3000 слов) развернутую речь. Ребенок же не использовал слова в своей речи, произносил только слоги и простые лепетные. Активный словарь насчитывал максимум 5 облегченных слов (ма-ма,ба-ба). Длинные инструкции не удерживались и соответственно, не выполнялись. Короткая, воспринималась только после нескольких повторений, иногда вообще не выполнялась. Задержка психического развития зачастую ведет к задержке речевого развития. Пройдя логопедическую диагностику, родителям была дана информация о том, что ребенку уже необходима помощь не только логопеда, а именно дефектолога. К сожалению, самый важный период уже был упущен. Таким образом, можно сделать вывод, что раннее выявление и дальнейшее сопровождение является очень важным этапом в своевременной коррекции особенностей в развитии. Именно в этом, главная задача педагогов и родителей. Ведь самое важное это здоровье наших детей, а оно не только физическое но и психическое. Полноценное, гармоничное и всестороннее развитие ребенка это залог успеха в будущем!