Маргарита Шадрина
Преемственность между детским садом и школой
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад воспитателя МБ ДОУ ЦРР "Мухоршибирского детского сада "Звездочка" Шадриной Маргариты Борисовны
Тема доклада "Преемственность между детским садом и школой"
Добрый день, коллеги!
Свое выступление мне хотелось бы начать с того, что Федеральный государственный образовательный стандарт ограждает нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школой, как преемственности по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать.
Публикация «Преемственность между детским садом и школой» размещена в разделах
Преемственность понимается, как согласованность и сохранение целей, задач, методов, средств и форм обучения и воспитания.
На современном этапе произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность. Первостепенным являются мотивы и желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания.
Система подготовки детей к школе рассматривается нами в нескольких направлениях:
1. Сотрудничество со школой
2. Взаимодействие с родителями
3. Система методической работы
4. Образовательная и воспитательная работа с детьми
1 часть – сотрудничество со школой
В сотрудничестве нашего детского сада и Мухоршибирской средней школы сложились определенные традиции в установлении преемственных связей. Между нами существует договор о сотрудничестве, составной частью которого является перспективный план нашего взаимодействия, где основной акцент делается именно на воспитание, а не на образование.
За год до поступления детей администрация школы определяет учителя, к которому они придут первого сентября. В течение года учитель знакомиться с будущими учениками, посещая детский сад. При этом воспитатели подготовительной группы помогают детям установить контакт с их будущим школьным учителем.
Экскурсии дошкольников в школу оставляют особенно радостное впечатление у детей. Дети постепенно узнают условия и традиции школьной жизни, получают возможность посидеть на уроке за партой, поучаствовать в диалоге с учителем и учениками. Воспитателями подготовлен проект экскурсий в школу, где дети знакомятся с помещениями школы, ребята сравнивают детский сад и школу, находят сходства и различия.
Между школой и Доу есть совместные мероприятия, в которых принимают участие первоклассники и дети подготовительной группы (календарные праздники, развлечения, спортивные мероприятия). На протяжении нескольких лет организуют акцию «Делай добро», знакомят наших детей с правилами дорожного движения.
Как правило, организуем такие встречи мы в дни каникул. Первоклассники вновь могут вспомнить детский сад, увидеть воспитателей, поиграть в своей группе. Принять участие в спортивных мероприятиях и конкурсах. Самое главное, мы хотим дать почувствовать детям, что их помнят в детском саду.
Школа в свою очередь знакомит нас с результатами прохождения адаптационного периода наших выпускников. Разработанная методика обобщения данных по адаптации первоклассников к школе ставит цель: проведение совместно с учителем начальной школы анализ успешности адаптации первоклассников. Анализ успешности включает перечень вопросов, ответы на которые суммируются в баллы, тем самым определяется уровень адаптации первоклассников. Например:
Уровни адаптации 48 первоклассников
высокий 10 человек
средний 34 человека
низкий 4 человека
Наблюдения показывают, что одна из главных причин трудностей адаптации состоит в резкой смене стиля общения педагога с учеником. Авторитаризм учителя, назидательная позиция «ты должен» подавляет инициативу детей, рождает неуверенность в себе.
Суммируя выше сказанное и учитывая опыт работы наших коллег представлена данная таблица, которая отображает взаимосвязь работы по преемственности. Наша общая работа по преемственности имела бы успех, если:
• Создать в районе координационный совет по преемственности
• Проводить совместные методические объединения, семинары, круглые столы педагогов ДОУ, учителей школ
• Организовывать психологические, коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей
• Необходимо обеспечить взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школ
Вместе с тем сотрудничество педагогов школы и ДОУ выявило ряд проблем:
Рост числа детей с недостатками физического и психического здоровья
Недооценивается значение игровой деятельности
Злоупотребление школьными технологиями, как в детском саду, так и в школе, что ведет к перегрузкам, негативно сказывается на здоровье дошкольников
Несовершенство существующих систем диагностики при переходе учащихся из детского сада в школу
В школе происходит резкая смена стиля общения педагога с учеником. Преобладает авторитаризм, что подавляет инициативу детей, рождает неуверенность в себе
2 часть – взаимодействие с родителями
Одним из непременных условий подготовки детей к школе является взаимодействие с семьей воспитанников, причем наше взаимодействие мы рассматриваем, как социальное партнерство, что означает равное участие в воспитании ребенка как детского сада, так и семьи.
В течение года нами были использованы различные формы работы с семьей. Это и родительские собрания, участниками которых были не только специалисты ДОУ, но и учителя школы. На собраниях и консультациях обсуждались вопросы подготовки детей к школе. Родителей волную вопросы:
Выбор школы
На что обратить внимание в последний год перед школой
Как выработать у ребенка самостоятельность
Чему и как учить до школы
Строить свою работу с родителями невозможно без наличия информационных данных о семьях наших воспитанников. Ежегодное мониторинговое исследование семей включает в себя:
выяснение образовательного уровня родителей
возрастной ценз
количество детей в семье
количество полных семей
количество неполных семей
изучение родительского заказа на образовательные и воспитательные услуги ДОУ
Проверить все стороны готовности к школе поможет суммарный портрет первоклассника, неготового к школе. Внимательно изучив его, родители могут попытаться оценить своего ребенка более объективно.
3 часть – методическая работа ДОУ
В нашем детском саду отлажена система методической работы по подготовке детей к школе. Это педагогические советы, семинары, консультации, методические часы. Организуются совместные педагогические советы, родительские собрания с участием учителей, воспитателей и родителей, на которых разрабатывается взгляд на образ выпускника, согласуются критерии готовности детей к школьному обучению.
Ежегодно детский сад сопровождает переход детей в школу рекомендациями, психолого-педагогическими характеристиками, что на наш взгляд, обеспечивает адаптацию ребенка в школе.
Психолого-педагогическая характеристика дошкольника включает в себя систему воспитательных отношений:
ребенок-взрослый
ребенок сверстник
ребенок в учебной деятельности
общественная позиция дошкольника
мониторинговое исследование семей
Как следствие (этих отношений) большинство детей, поступающих в школу имеют хороший уровень готовности к обучению, легче адаптируются к новым условиям.
4 часть – работа воспитателя по формированию готовности
Работа воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя:
вырабатывание у детей активного участия и поведения во время занятий, стремление к результату
развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности
воспитание у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки)
формирование у детей навыка организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива
Заключение
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время силы и средства для решения задач преемственности.
Ожидаемые результаты нашей совместной работы: обеспечение успешности ребенка на начальных этапах и более легкая адаптация.