Приложение МААМ

Методические основы проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой

Татьяна Анисимова
Методические основы проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. Открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, позволяет малышу проникнуть в мир чувств героев, вызывает интерес к взаимоотношениям между персонажами, побуждает к усвоению причинно – следственных связей, развивает творчество и воображение, позволяет узнать о неизвестном, учит восхищаться добрыми поступками и тд. Даёт ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка.

Публикация «Методические основы проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой» размещена в разделах

Занятия по ознакомлению с художественным произведением детей разных возрастных ступеней организуется по – разному. С детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с подгруппами по 2-6 человек. Группа детей младшего дошкольного возраста для слушания чтения или рассказа разделяется на две группы. В средней и старшей группах занятия проводятся одновременно со всеми детьми. Воспитатель перед занятием проглядывает весь наглядный материал, который предлагает использовать во время чтения: игрушки, муляжи, картину, портрет, наборы книжек с иллюстрациями для раздачи детям и тд.

Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, поговорок, загадок, песен, затем он слушает народные сказки. Детям раннего и младшего возраста воспитатель в основном читает наизусть (потешки, небольшие стихотворения, рассказы, сказки); детям среднего возраста он читает по книге довольно незначительные по объёму стихотворение и прозаические сказки, рассказы, повести. Содержание многих потешек очень динамично, богато глаголами. Их легко можно инсценировать даже тогда, когда дети ещё не владеют речью. Произведения фольклора, в том числе и потешек, построены на множестве повторов. Повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. А это способствует запоминанию слов, а затем и активному употреблению. В различных произведениях фольклора, в том числе и потешек, мы обнаруживаем большое количество диалогической и обращённой речи. Примеры такой речи можно использовать в качестве образца для подражания в обучении детей обращённой речи. (Пальчик-мальчик, где ты был) Способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и рифмы, используются с целью развития мелкой моторики пальцев рук. В младшем возрасте большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи: при чтении стихов нужно научить малышей произносить их не спеша, чётко выговаривая каждое слово. У детей есть привычка ставить ударения на рифмующихся словах, поэтому воспитатель особенно точно должен расставить логические ударения и добиваться, чтобы и дети произносили стихотворение правильно. В течение года детям повторно читают знакомые рассказы, стихи, некоторые сказки или ритмические строчки из сказок, для того чтобы поэтические образы лучше усваивались и не забывались. Надо стремиться к тому, чтобы слова, услышанные детьми на занятии, входили в их активный словарь. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Ценность их в том и состоит, что слово можно соединить с действием ребёнка. Под рассказ педагога дети могут изображать движениями действующих лиц или выполнять действия с игрушкой (помахивая руками - крыльями). Уже в младшем возрасте у детей появляются любимые персонажи, дорогие для них произведения и поэтому их радует каждая встреча с этими персонажами. Для первичного чтения детям младшего дошкольного возраста выбирается произведение такого размера, чтобы можно было закончить работу над ним в течение конкретного занятия в данной возрастной группе.

В старших группах пословицы, поговорки, загадки, используются преимущественно как средство развития мышления, памяти, а чистоговорки – как средство закрепления правильного звукопроизношения

Произведение больших размеров, работа над которыми рассчитана на 2 – 3 занятия, читаются только в старшей и подготовительной группах.

Очень важно в самом начале привлечь внимание детей, как это делали в старину своей присказкой (показом яркой картинки, чтением небольшого стихотворения, народной песни, загадыванием загадки и тд.) Иногда детям просто сообщается название произведения, его автор, тема, например: «Сегодня я вам прочитаю рассказ Л. Т. Толстого о том, как лев подружился с маленькой собачкой». Или эта писательница написала много книг о жизни зверей, одну из этих книг, я прочту вам сегодня.

Дети старшей группы способны более глубоко осмыслить содержание литературных произведений,т. е могут уже различать литературные жанры. Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь. На каждом занятии подготовительной к школе группы должны ставиться разнообразные задачи по развитию речи. Каждое занятие должно развивать поэтический слух детей, умение связно, грамматически правильно и образно выражать мысли при ответах на вопросы.

При первом чтении произведения основная задача педагога – довести до слушателей художественное произведение в целостности как произведение искусства. При вторичном ознакомлении с литературным произведением, анализ его можно провести более углублённо, обращая внимание и на средства художественной выразительности. Вопросы по содержанию рассказа, сказки, направленные на выяснение основного смысла и нравственной сущности произведения, могут задаваться в самой разнообразной форме: О чём говорится в этом стихотворении? (сказке, рассказе). Что нового и интересного узнали вы? Что ты можешь рассказать о герое сказки? Какой он? Как ты оцениваешь поступок того или иного действенного лица? Какое главное событие этого рассказа?

С чем автор сравнивает снег в своём стихотворении?

Отвечая на вопросы. Он ярче представляет себе художественный образ описываемого явления. На занятиях по чтению и рассказыванию сказок нужно подвести детей к пониманию жанра сказки, обратить внимание на специфичность художественной формы, образность языка (повторы, зачин, концовка, сравнения, постоянные эпитеты, учить понимать отличие сказки от рассказа.

Одна из задач таких занятий состоит в том, чтобы научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, они получают способность запоминать её содержание и форму, усваивать норму литературной речи, средства выразительности – интонационно правильно звучащая речь.

Чтобы чтение или рассказывание было обучающим, необходимо соблюдать то же правило, что и доречевых занятиях с детьми раннего возраста: дети должны видеть лицо воспитателя, его артикуляцию, мимику, выражение глаз, а не только слышать его голос.

Воспитатель, читая по книге, должен научиться смотреть не только в текст книги, но и время от времени на лица детей, встречаться ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение. Умение посматривать на детей во время чтения приобретается в результате настойчивых тренировок. Однако надо помнить, что даже самый опытный чтец не может читать новое произведение с листа, без подготовки, и поэтому перед занятием воспитатель обязательно должен производить интонационный разбор произведения («дикторское прочтение») и тренироваться в чтении вслух. Перед рассказыванием или чтением художественного текста о произношении незнакомого слова необходимо справиться в словаре. С. И. Ожегова

На одном занятии читается одно произведение и одно два из тех, которые дети уже слышали раньше. Многократное чтение произведений обязательно: дети любят слушать уже знакомые сказки, стихи, рассказы. Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятия, но ведёт к лучшему усвоению языка и следовательно к более глубокому осмысливанию событий, поступков героев. Основное правило организации занятия по чтению (рассказыванию) детям – эмоциональная приподнятость и читающего, и слушающих.

Настроение приподнятости создаё т воспитатель: он бережно обращается с книгой, с уважением произносит имя автора, несколькими вводными словами возбуждает интерес малышей к тому, о чём собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель покажет перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.

Иногда перед чтением в средней или старшей группах можно обратиться к опыту детей: напомнить эпизод из их жизни, сходный или противоположный тому, который описан в книжке. (Дети, помните, как мы в лесу видели ежика? Вот и писатель Михаил Михайлович Пришвин тоже встретил в лесу ежа, и послушайте, как он об этом хорошо рассказывает) Малышам необходимо руководство в слушании: вид и голос рассказчика должны подсказывать им, что в данную минуту речь пойдёт о трогательном или забавном. Если маленькие слушатели недостаточно внимательны. Чтец должен усилить эмоциональность исполнения, ярче давать образы. Особенно чётко должны различаться вопросительные и повествовательные, восклицательные и побудительные предложения.

Текст всякого художественного произведения воспитатель читает не прерываясь (комментарии допускаются только при чтении познавательных книг). Все слова, понимание которых может вызвать у детей затруднение, нужно объяснять в начале занятия.

Методические приёмы, облегчающие восприятие читаемого.

Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно. Кроме того он использует методические приёмы, развивающие у детей навыки слушания, запоминания, понимания, а именно:

1) повторное чтение всего текста;

2) повторное чтение отдельных частей его.

Чтение может сопровождаться :

1) игровыми действиями детей;

2) предметной наглядностью, рассматривание игрушек, муляжей, рассматриванием иллюстраций, привлечением внимания к реальным объектам.

3) Словесной помощью, сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения; постановкой после чтения поисковых вопросов (Почему нравиться герой? А как бы ты поступил на его месте); подсказыванием при ответах детей

слов-эпитетов, обобщённо называющих существенную черту

образа (храбрец, трудолюбивая, добрый, и тд.)

Чем младше ребёнок, тем больше нуждается он в сопровождающих в чтение игровых действиях и предметной наглядности, усвоению прочитанного старшими дошкольниками способствует словесная помощь.

Публикации по теме:

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой «К. И. Чуковский «Мойдодыр» Программное содержание: Расширить представления детей о творчестве К. И. Чуковского; Помочь вспомнить названия.

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Тема: Чтение рассказа в. Осеевой «Волшебное слово». Программные задачи: Познакомить ребят с новым рассказом. Углубить знания ребят о доброте,.

Конспект по ознакомлению с художественной литературой. Заучивание стихотворения С. Я. Маршака «Февраль» Программные задачи: • Формировать умение у детей запоминать короткие стихотворения • Развивать наблюдательность, внимание, память • Воспитать.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми средней группы 1. Вид образовательной деятельности: театрализованная. 2. Тип образовательной деятельности: обобщающая. 3. Тема:Под грибком. 4. Возраст детей:.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Цели: познакомить детей с малыми фольклорными формами, пословицами, поговорками, загадками; учить детей понимать смысл пословиц и поговорок;.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой: «Волк и семеро козлят» Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский СРЦН» Конспект занятия по ознакомлению.

НОД по ознакомлению с художественной литературой Тема: Разучивание стихотворения Я. Акима «Для мамы» НОД по ознакомлению с художественной литературой Тема: Разучивание стихотворения Я. Акима «Для мамы» Цель: разучить стихотворение Я. Акима.

Перспективный план по ознакомлению детей от 3–4 лет с художественной литературой - Тема. Рассказ воспитателя о младшей группе. Чтение рассказа. «Сторож». В. Осеевой. Цель. Развивать память, умение слушать, понимать смысл.

Профессионализм воспитателя в работе по ознакомлению детей с художественной литературой. Перед нашим обществом стоит одна из важнейших задач- возрождение народной культуры, так как в наше время со страшной разрушительной силой.

Семинар-практикум «Организация деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой» Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам организации работы по ознакомлению с художественной литературой. Задачи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические основы проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой
Опубликовано: 20 октября 2016 в 12:23
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические основы проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Анисимова (УИ 845655) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД