наталия дементьева
Профессионализм воспитателя в работе по ознакомлению детей с художественной литературой.
▼ Скачать + Заказать документы
Профессионализм воспитателя в работе по ознакомлению детей с художественной литературой.
Перед нашим обществом стоит одна из важнейших задач- возрождение народной культуры, так как в наше время со страшной разрушительной силой утрачивается духовность и нравственность в обществе. Пресса, телевидение несут в себе достаточно большой заряд агрессии, жестокости. Стало модно грамотную литературную речь заменять бытовыми штампами. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, как обращение к народным традициям, к освоению родного языка через произведения устного народного творчества, художественной литературы.
Публикация «Профессионализм воспитателя в работе по ознакомлению детей с художественной литературой,» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Согласно ФГОС (ПРИКАЗ от 17 октября 2013 года№1155) содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации с способностей детей в различных видах деятельности. Речевое развитие включает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Педагогу необходимо профессионально подходить к выбору художественной литературы.
Необходимо детям читать художественные произведения, предусмотренные программой. Продолжать петь народные песенки, сказки, авторские произведения. Читать художественные произведения, рекомендованные программой. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя им возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. Способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации
2. Роль художественной литературы в воспитании детей и развитии их речи.
По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Именно в период дошкольного детства закладываются основные черты его характера. Именно в период дошкольного детства начинается становление личности. Огромную помощь во всестороннем воспитании и развитии речи детей оказывает художественная литература. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит, сочувствует одним осуждает других.
Книга расширяет кругозор ребенка, вводит его в богатый мир образов, отражающих жизнь, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активнее отношение к жизни, прививает любовь к искусству, развивает вкус. Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей. Возникающие в их представлении при слушании живые образы помогают им понять идейный смысл произведения. Слушая, ребенок ориентируется в доступных его пониманию явлениях действительности, вводит в них новые, раньше не замечаемые качества, приобретает новые знания об окружающем мире. В процессе мыслительной и эмоциональной деятельности у детей формируется способность правильно оценивать все то, о чем они узнали из рассказа, сказки или стихотворения. Так, через художественное слово осуществляется нравственное воспитание детей. В процессе слушания литературных произведений у детей развивается интерес и любовь искусству слова, способность испытывать большое удовлетворение от общения с ним. Это свидетельствует о зарождении у дошкольников начальных форм эстетического восприятия, открывает путь для плодотворного решения задач художественного воспитания.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
3. Принципы отбора литературных произведений для чтения и рассказывания детям.
Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника. Художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, обостряет чувства и мысли, воздействует, возбуждает и воспитывает.
Педагог при отборе литературных произведений должен руководствоваться следующими педагогическими принципами:
- художественность. В это понятие входит качество текста, созданного в единстве содержания и формы, его эстетическая ценность, наличие в произведении авторского, оригинального подхода, открытия нового, необычного в известном для читателя мире. Понятие «художественность» одинакового важно и для содержания, и для оформления детской книги: текст и иллюстрации к нему должны быть единым целым.
- литература должна отвечать задачам воспитания (умственного, эстетического, нравственного) детей, иначе она теряет свою педагогическую ценность. Книга призвана в конкретных образах раскрыть перед дошкольниками идеалы добра, справедливости, мужества, формировать правильное отношение к людям, самому себе, своим поступкам;
- необходимо учитывать возрастные особенности детей. Возрастная специфика должна выражаться в учете особенностей психики ребенка, в конкретности мышления, впечатлительности, ранимости;
- книга должна быть занимательной. Занимательность определяется не темой, не новизной материала, а открытием нового в знакомом и знакомого в новом;
- в книге должна быть четко выражена позиция автора. (С. Я. Маршак писал, что если автор является не равнодушным регистратором событий, а сторонником одних героев повести и врагом других, это значит, что книга написана на настоящем детском языке);
- книги должны отличаться композиционной облегченностью, т. е. иметь одну сюжетную линию. Художественный образ или система образов должны раскрывать одну мысль, все действия героев должны быть подчинены передаче этой мысли. Однако при отборе книг нельзя отдавать предпочтение только небольшим и простым произведениям. Необходимо учитывать, что возможности восприятия детей растут.
- наглядность как принцип отбора книг требует соблюдения ряда положений эстетического характера. Ей должны быть присущи: грамотно подобранная цветовая гамма, спокойный цветовой колорит, правильное сочетание, соответствие рисунка содержанию художественного текста.
Принципы отбора дают возможность определить круг детского чтения, в который входят:
- произведения фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, перевертыши, сказки);
- произведения русской и зарубежной классики (А. С. Пушкина, К. Д. Ушинского, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, Ф. И. Тютчева, Г. Х. Андерсена, Ш. Перро и др.);
произведения современной отечественной литературы (В. В. Маяковского, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, С. В. Михалкова, М. М. Пришвина, Е. И. Чарушина, В. В. Бианки, Е. Благининой, З. Александровой и др.).
произведения разных жанров (рассказы, повести, поэмы, сказки в прозе и стихах, лирические и шуточные стихи, загадки, разной тематики ( детская жизнь: игры, забавы, игрушки, шалости; события общественной жизни, труд людей; картины природы, экологические проблемы);
произведения народов других стран.
В круг детского чтения должны входить произведения, проникнутые гуманистическими идеями, несущие вечные ценности добра, справедливости, равенства труда, здоровья, счастья, мира. Произведения нравственные, но не нравоучительные. Литература для детей не должна ставить перед собой задачу исправления нравов. Она призвана говорить с ребенком о том, что такое идеал и каковы пути его достижения, что такое вечная истина и как ей следовать, что такое ценности и ложные. Ее задача- научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы.
Каждый год издаются новые книги для детей. Воспитатели должны следить за выходящей литературой и пополнять круг детского чтения.
Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя».
С целью ознакомления детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге используются следующие формы работы : оформление уголков чтения в группе. В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно учитываться региональный компонент.
Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам любимых сказок. Создание семейных библиотек позволит привлечь к работе родителей воспитанников. Они могут принести в детский сад свои книги альбомы из домашних библиотек.
Воспитатель дошкольного учреждения сам должен быть образованным, любящим и понимающим литературу, следящий за современным состоянием детской литературу, следящий за современным состоянием детской литературы. Также надо воспитывать у детей избирательное отношение к книге и чтению. Воспитывать навык совместного слушания. Умения организовывать и отвечать на вопросы, спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом, воспитывать навыки аккуратного обращения в книгой.
4. Задачи и содержание работы детского сада по ознакомлению с художественной литературой.
Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.
Исходя из особенностей восприятия и понимания произведений литературы детьми младшего дошкольного возраста выделяются следующие ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе: - формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные произведения; - обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг; - учитывать при отборе книг для детей тяготение ребенка к фольклорным и поэтическим произведениям; - помогать детям устанавливать простейшие (последовательные) связи в произведении; - помогать выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их; - поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии книги; - помогать детям мысленно представить, увить события и героев произведения (с помощью отбора иллюстраций, опоры на личный опыт детей, учить рассматривать иллюстрации. В средней группе в перед воспитателем стоят следующие задачи: - учить внимательно слушать и слышать литературные произведения; - помогать соотносить личный опыт с фактами, описанными в литературном произведении; - помогать устанавливать простые связи между событиями, видеть поступки персонажей и правильно их оценивать; - развивать воссоздающее воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения; - поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении;
- поддерживать сопереживание детей героям произведения, личностное отношение к прочитанному. В старшем дошкольном возрасте возросшие возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы : - закреплять и развивать устойчивый интерес к книге, воспитывать интерес к художественному слову; - расширять наряду с непосредственным жизненным опытом детей их литературный опыт. Знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведении (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка); - формировать воссоздающее воображение; - учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел; - помогать ребенку не только осмысливать поступки персонажей, но их мысли, чувства; воспитывать умение видеть скрытые мотивы поступков; - помогать ребенку осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям произведений; - обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские приемы изображения. В течение всего дошкольного периода происходит активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, т. е. ребенок успешно формируется как читатель. Это обстоятельство предполагает тщательно подходить к отбору книг, которые должны входить в круг детского чтения и рассказывания. С учетом специфики детской литературы определен круг детского чтения и рассказывания. В него входят несколько групп произведений:
- произведения русского народного творчества и творчества народов мира, малые фольклорные формы;
- произведения русской и зарубежной классической литературы;
- произведения современной русской и зарубежной литературы.
Ребёнку нужно открыть богатство жанров литературы. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой - избирательность, индивидуальность литературных пристрастий. Современная детская литература представляет детям поэзию и прозу, произведения устного народного творчества и авторские книги; загадки и сказки, рассказы и повести, стихотворения, песни, потешки. Она удовлетворяет разнообразные интересы и потребности ребенка: потребность в фантастическом и героическом, приключенческом и романтическом, познавательно и юмористическомБиблиотека современного ребёнка уже не мыслится без стихов Л. Квитко, Е. Благининой, Д. Хармса, П. Воронько, З. Александровой, Я. Коласа, Н. Забилы, стихов и сказок Д. Родари, рассказов и сказок Н. Носова, рассказов В. Драгунского, сказок А. Волкова, произведений Л. Пантелеева, Ю. Тувима, А. Линдгрен, А. Милна и др. В нашей отечественной детской литературе широко представлено поколение талантливых писателей: Р. Погодин, В. Берестов, Б. Заходер, С. Баруздин, Э. Шим, С. Капутикян, и, Токмакова, В. Витка, Э. Успенский, К. Тангрыкулиев, С. Вангели, И. Зиедонис, Ю. Дмитриева, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков, С. Сахарнов и других, без которых уже невозможно представить себе библиотеку современного ребёнка.
Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.
5. Заключение.
Художественная литература является важным источником и средством развития всех сторон речи детей. Разнообразные жанры литературы и фольклорных произведений закладывают основу для формирования любви к родному языку, его точности и выразительности, меткости и образности. Развитие образной речи ребенка осуществляется в единстве с развитием сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Речь становится образной и живой, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.
Ребенок в дошкольные годы проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Этот фундамент должен быть заложен профессиональным педагогом. Использование профессионализма в отборе художественной литературы способствует решению многих задач. Формирование и углубление знаний о русском фольклоре. Развитие художественного восприятия и эмоциональной отзывчивости. Знакомство с лучшими образцами русской классической поэзии. Расширение словаря, формирование грамматически правильной, осмысленной связной речи. Формирование умений драматизировать и инсценировать художественные произведения, развития словесного творчества.
Подводя итог, я считаю, что при выборе детской книги воспитателю не надо ориентироваться только на воспитательное и развивающее значение. Важно, чтобы книжка была ребенку «по душе», а необходимые выводы он сделает сам. Только при чтении художественной литературы дети приобретают умение вычленить структуру текста, соотнести его различные части. И соответственно воспроизвести. А литературный вкус ребенка будет во многом зависеть от состава семейной библиотеки, общения с ребенком по поводу книг, правильного отбора книг и от простого нежного внимания к душе ребенка.