Айман Алибаева
Доклад: «Культурное наследие Казахстана и традиции семьи».
▼ Скачать + Заказать документы
"В вашей семье и под вашим руководством
растет будущий гражданин.
Все, что совершается в стране,
через вашу душу и вашу мысль
должно приходить к детям".
А. С. Макаренко.
Коренное обновление содержания воспитания и обучения в дошкольных учреждениях обусловлено новой образовательной политикой суверенной Республики Казахстан, направленной на возрождение духовной, культурно-созидающей роли системы образования в обществе, что отражено в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
Публикация «Доклад: „Культурное наследие Казахстана и традиции семьи“,» размещена в разделах
- Казахстан
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
В условиях перехода на 12-летнее образование основной задачей общественности, семьи, детского сада является воспитание гармонически развитой личности с национальной психологией, воспитанной на лучших традициях народа, знакомство детей с культурным наследием и историей страны, республики в которой живешь. Поэтому одной из задач в годовом плане школы / сада №35 «Звоночек» была выбрана:«Духовно-нравственное развитие личности через ознакомление с традициями семьи и культурным наследием Казахстана».
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Родина, отечество… в корнях этих слов близкие каждому образы: мать, и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование ценностей родной культуры в дошкольном возрасте – это есть естественный и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку и взрослому нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома и в детском саду.
Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память.
У каждой семьи есть свои традиции, свои семейные обряды, свой исторический эпос и материальная культура. Семья является для ребенка первым и ближайшим к его практическому и духовному опыту человеческим сообществом, в котором все его члены связаны кровным родством и где самым глубинным образом, непосредственно в постоянном семейном общении традиционные ценности народа передаются от одного поколения к другому. Например: игры в народной культуре помогали освоению мира, социальных отношений людей через целостный художественный комплекс, сочетающий в себе пластическое движение, пение, речь, традиционное ролевое поведение персонажей; учили выстраивать и соблюдать отношения между участниками игры на основе правил, которые уважались всеми. Развивая интерес к национальным играм и желание играть, постоянно применяем их как на праздниках, так и на занятиях, в повседневной жизни. Наши предки широко использовали народный фольклор– это игра на народных инструментах и произведения поэзии пестования – колыбельные, песни, потешки, прибаутки. Детство - это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению. Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. А это значит - мы должны научить детей любить свою семью, Родину, уважать окружающих их людей, знать историю, быт и культуру своего народа, быть толерантными к традициям и культуре народов, проживающих рядом с ними. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Поэтому основная задача показать, что Казахстан очень большая, богатая, многонациональная страна. Поэтому на занятиях знакомим детей с картой Казахстана, с символикой. Рассматривая карту, дети изучают границы Казахстана, находят на ней главный город – столицу Астану, свой родной город Кокшетау и другие крупные города Казахстана. Тут же при рассматривании детям предлагаются поисковые вопросы: «Что может рассказать карта о Казахстане?», а также игры - упражнения: «Казахстан-это страна, а Астана? Копа-это озеро, а Иртыш?». Использование таких игровых приемов важно одновременно и для повышения познавательной активности детей, и для создания эмоциональной атмосферы - они легко воспринимаются детьми и легко переносятся с занятия в повседневную жизнь. Во время знакомства с флагом и гербом Казахстана рассказываем детям о символическом значении цвета и образов. Например, при ознакомлении с флагом Казахстана, детям объясняем, что цвет флага нашей страны – голубой. Это цвет воды. Без воды нет жизни на земле. А еще цвет неба.
Оно как крыша дома, под которой живут миллионы людей. И солнце на флаге не случайно - оно дает жизнь всему живому на Земле. Его лучи похожи на зерна. Хлеб-это богатство. Есть хлеб, значит будут сыты жители страны. Беркут символизирует силу, мужественность, мудрость народа. Для повторения и закрепления знаний о символике Казахстана проводим дидактические игры: «Назови символику», «Подбери символику», «Собери флаг», «Сложи герб», «Найди отличия»- цель обобщить представления детей о происхождении и функциональном назначении герба и флага. На занятиях стараемся знакомить детей с географическими и природоведческими представлениями Казахстана, его природными и климатическими условиями, его растительностью, животным миром. Каждый город богат своей историей и традициями! Важно передать эти знания и гордое отношение к месту, где родился. Например, Кокшетау – это край причудливых гор и чарующих сосен. Край танцующих рощ, серебристых озер. Край легенд о батырах, певцов, акынов. Край, где родились, и выросло много знаменитых людей: Биржан – сал, Акан – сере и др. Формируем у детей представления о разных видах народного искусства. Знакомство с народным искусством развивает у детей вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующим поколением. С этой целью используем макет юрты в кабинете казахского языка. Детей знакомим со строением юрты, с ее предназначением, отличием юрты от других жилищ, ее убранством и утварью. Рассматривая домашнюю утварь, одежду, ковры, мебель, обращаем внимание, что они украшены орнаментом. Орнамент это не просто картинка для красоты. В нем заключается тайный смысл, который может понять тот, кто знает язык орнамента. Он играет роль благополучия или оберега от злых духов. Так на занятиях по рисованию, аппликации, лепке знакомим детей с национальными орнаментами казахского народа. Дети с удовольствием рисуют, лепят. Историю прошлого и настоящего Казахстана дети узнают не только на занятиях, но и на праздниках и развлечениях. Самым любимым является древний праздник Наурыз. Цель праздника показать его значимость, познакомить с традициями, обычаями и легендами казахского народа. В условиях перехода на 12- летнее образование, воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями с семьей. Семья для ребенка - источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение и становление. Используя возросший в настоящее время интерес родителей к своей генеалогии, к своим корням, применяем такие формы взаимодействия, как совместные с детьми сочинения о традициях и интересах семьи, составление семейной родословной, буклетов «Что означают наши имена?». Для этого предложили родителям создать альбомы, буклеты о своей семье, традициях и т. д.
Темы для создания семейного альбома.
1. Мой дом (интерьер дома).
2. Кто живет в нашем доме (состав семьи).
3. Имя – великое сокровище (знание своего имени и имен своих родственников).
4. За семейным столом (старинные традиции застолья – способ укрепления семьи).
5. У колыбельки (колыбельные песни; нежные взаимоотношения матери и ребенка: любовь как основа семьи).
6. Готовим наряды к празднику (украшение помещения, изготовление костюмов).
Но в процессе этой работы сталкиваемся с определенными трудностями: в молодых семьях вопросы нравственного воспитания и духовности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому, мы считаем, необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Мы надеемся, что партнерские отношения между педагогами и родителями помогут, нашим детям вырасти настоящими патриотами своей мирной, процветающей, быстро растущей страны, известной и уважаемой во всем мире.
Литература:
1. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения 2012г.
2. Программа воспитания и обучения детей младшего возраста «Зерек бала»
Тирская И. А., Дрыгина Т. Л., Калашникова Т. М.
3.«Волшебный хоровод» Для детей разных возрастов - Шымкент: ТОО «Шикула и К», 2006г.
4. КовшарьА. Ф., Ковшарь В. А. «Животный мир» Научно-популярное издание – Алматы: ОАО «Алматыкітап», 2003г.
5. Жнібеков. «Казахский костюм» Алматы, 1996г.