Ирина Польшина
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в проектной деятельности.
Маленькая родина
всё равно большая,
ведь она единственная.
Ж. Ренар
Моя малая Родина … У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – всё!
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в проектной деятельности» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего свою малую Родину.
Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формулируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.
«Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности», - эти слова А. С. Пушкина актуальны и сегодня.
Таким образом, выбор данной темы обусловлен пониманием нами значимости этой проблемы, с одной стороны, и не достаточным уровнем знаний у детей и родителей о родном крае, с другой. Необходимо отметить, что в настоящее время эта работа не только актуальна, но и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Проживая в городе Лебедянь, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. Мы обязаны дать детям знания о прекрасных местах нашего города. Не следует ждать активных форм проявления любви к родному городу, но если дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, это будет огромная составляющая как патриотического, так и нравственного воспитания подросткового поколения.
Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем. Перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение само ценности, неповторимости дошкольного периода детства. При этом, помощь взрослых не должна подавлять детскую активность, наоборот, нужно стремиться разумно ограничивать своё участие и подсказки, с тем, чтобы дать простор детскому творчеству и самостоятельности.
Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.
Новизна проекта «Край родной навек любимый!» заключается в том, что занятия по данной теме соответствуют тематическому планированию детского сада, и рассматривают информационную деятельность детей, одновременно обучая дошкольников организации проектной деятельности, что и составляет творчески – информационную направленность проекта. У детей формируется гражданственность, чувство любви и гордости к родине на основе изучения истории, природы родного края; проводится обмен опытом между родителями, по проблеме нравственно – патриотического воспитания детей в семье. Дети знакомятся с историей, символикой, достопримечательностями, промышленными объектами, их вреде и пользе, экологической ситуации в городе.
Цель: приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к культурным и национальным традициям, формирование поисковой мотивации краеведческой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
Знакомить детей с традиционными праздниками, народным календарём, с музыкальным фольклором (песни, потешки, хороводы и т. д., с народными играми;
Приучать детей к совместному труду с взрослыми, привлекать родителей к поиску информации по данной теме, к оснащению материальной базы;
Расширять и активизировать словарь детей.
Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе;
Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;
Познакомить с творчеством Лебедянских поэтов и художников;
Расширить знания детей о флоре и фауне города Лебедянь;
Познакомить с явлениями, происходящими в окружающей среде;
Познакомить детей с рекой Дон.
Развивающие:
Сформировать у детей гражданственность, чувство любви и гордости к родине на основе изучения истории, природы родного края;
Спроектировать культурно – образовательную среду в группе;
Ориентировать родителей на нравственно – патриотическое воспитание детей в семье. Проводить обмен опытом по этой проблеме между родителями.
Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Расширение кругозора детей.
Стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности.
Расширение и активизация словарного запаса.
Стимулировать познавательную активность, создавать условия для
исследовательской деятельности.
Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Развивать мелкую моторику.
Развивать эстетические чувства, переживания; творческие способности.
Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации, в процессе познания картины мира, способствующих развитию речи, побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством.
Развить познавательный интерес детей.
Развить у детей самостоятельность, поддерживать инициативу.
Воспитательные :
Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;
Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой любимый город.
Чтить память погибших в ВОВ и других горячих точках.
Стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия, воспитывать уважительное и бережное отношение к традициям.
Воспитывать интерес к историческому наследию своего народа, бережное отношение к культуре, уважения к национальным традициям.
Воспитывать умение преодолевать трудности, воспитывать настойчивость.
Воспитывать желание помочь другим, умение договариваться друг с другом.
Воспитывать умение довести начатое дело до конца.
Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к окружающему миру в целом.
Планируемые результаты освоения программы:
К концу года ребенок должен уметь:
- наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов.
- пользоваться специальной терминологией.
- с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполнять работу по изготовлению экспонатов.
- следовать устными инструкциями, даваемым взрослым;
- иметь интерес к истории русского народа.
- должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.
- у детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.
К концу года ребенок должен знать:
- знать домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; знать членов семьи, Ф. И. О. родителей; с удовольствием идти в детский сад.
- знать традиционные праздники.
- знать место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.
- знать место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну города и области, называть животных которые живут и растения, которые растут в нашем крае; находить на карте крупные города области, знать природоохранительные мероприятия.
В процессе работы данные задачи имеют своё решение в моей деятельности. В течение первого полугодия дети посетили музей русского быта ДОУ, где были проведены беседы о русском народном костюме, предметах обихода. Дети примерили русские народные костюмы, рассматривали посуду, бытовые принадлежности (ухват, ступу, сундук, чугунок, используемые людьми в 20 веке. Дети учили пословицы и поговорки, осваивали фольклорный литературный жанр. Итогом данной работы стал видеоролик «Русь изначальная», беседы об уникальной русской деревянной посуде, обогатили эстетическое восприятие ребят, своей новизной красотой, необычностью.
Работая в тесном контакте со специалистами и педагогами нашего ДОУ, в качестве самореализации, приняла участие в краткосрочном проекте О. А. Гусевой «Семья – всему голова», т. к. задачи, направления данного проекта по такой форме работы, как взаимодействие с семьями воспитанников, перекликаются с задачами и целями проекта «Край родной», дополняют его и обогащают новыми красками. В процессе работы была разработана концепция выставки «Семья – основа государства». Работа по реализации задач и цели данного проекта продолжаются, планируются новые интересные встречи и мероприятия, познавательные беседы и занятия.