Светлана Владимировна Жужгова
Развитие речи и признаки её нарушения
▼ Скачать + Заказать документы
Первые три года жизни ребенка для речетворчества являются критическим периодом развития. К этому времени в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. Ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если в
первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Публикация «Развитие речи и признаки её нарушения» размещена в разделах
Родители должны помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики человека. А дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска. Они должны быть обязательно проконсультированы детским невропатологом и логопедом.
Уважаемые родители!Обратите внимание, если к концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением;
4-го месяца – не улыбается, когда с ним разговаривают;
5-го месяца – не произносит отдельные звуки или слоги (га-га-га, ба-ба-ба, не пытается, находясь на руках у матери, отыскать глазами те предметы,людей, которые мать называет («Где папа?»);
7-го месяца – не пытается привлечь к себе внимание какими-либо определенными звуками;
9-го месяца – не может повторить за взрослым восемь различных звукосочетаний и слогов;
12-го месяца – не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не может выполнить простейшие просьбы (принеси мяч);
15-го месяца – не может адекватно употреблять слова «мама», «папа»;
20-го месяца – не может произнести 6 осмысленных слов, не может показать части тела, которые ему называет взрослый;
29-го месяца – не понимает разницу между словами «большой» и «маленький»;
37-го месяца – не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
После трех лет:
Речь ребенка неразборчива. Его могут понять только родители и те, кто его хорошо знает. Ребенок многие звуки произносит мягко, как будто он еще
маленький или в его речи преобладают твердые звуки. При произношении некоторых звуков в речи появляется хлопающий призвук, воздух идет в бок; звуки «с», «з», «ц» произносит между зубами: при произнесении «ш», «ж» раздувает щеки.
К 4 годам он искажает слово до неузнаваемости. Не слышит слогов в слове, произносит только отдельные слоги, не может проговорить все слово целиком: сокращает слово, пропускает согласные и слоги или недоговаривает слово до конца: произносит слово несколько раз по-разному.
К 5 годам у ребенка не сформирована связная речь. Он затрудняется составить предложение по картинке, не может установить последовательность действий, ограничиваясь только перечислением предметов или используя отдельные и очень короткие предложения.
К 5-6 годам у него заметно нарушена общая структура речи : он неправильно строит предложения, не согласовывает слова в роде, числе и падеже, а также неправильно использует предлоги и союзы.
Вам следует немедленно обратиться к специалисту. Нарушения речи многообразны. Они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Речевые нарушения по степени тяжести можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, при которых требуется специальное обучение.
Для тяжелых нарушений речи характерно общее ее недоразвитие : нарушено звукопроизношение, недоразвит фонематический слух, не сформирован грамматический строй речи, словарный запас беден. Выделяют три уровня общего недоразвития речи.
1 уровень – безречевые дети, 2 уровень – начатки общеупотребительной речи, 3 уровень – характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Впоследствии этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается определенная ограниченность мышления, речевых обобщений, значительные трудности в чтении и письме.
Очень важно, чтобы речевая среда, окружающая ребенка, была полноценной, речь родителей и специалистов – правильной и понятной. Во
многих семьях родителей настолько умиляет детский лепет, что искаженные словечки полностью переходят в лексикон взрослых, и к малышу чуть ли не до школы обращаются примерно так, «хоцесь кусю, мой масенький?» или «идем, мамочка даст «ням-ням».
Практически у большинства детей звукопроизношение к 4-5 годам достигает нужной языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных или патологических особенностей развития, у некоторых детей дефекты произношения не исчезают с возрастом, а принимают стойкий характер.
Если вы столкнулись с подобными проблемами, приготовьтесь к тому, что на их исправление понадобится много времени и сил. Помимо занятий с
логопедом, очень важно заниматься с ребенком самостоятельно. Первое и основное правило – это подавать хороший пример. Надо много разговаривать с малышом – просто объяснять и комментировать все, что вы делаете, описывайте свои действия, чувства и эмоции. Читайте и рассматривайте вместе с ребенком книги. И второе правило, необходимо ребенка научить правильно дышать. Играйте с ним в полезные игры. Самое простое упражнение – это сдувание ватки с ладошки. Можно задувать свечку сначала с расстояния 5-20 см, а потом и с большого. Опустите в воду легкие пластмассовые игрушки, заставьте плавать, подув на них. Можно послушать «пузырьковую музыку», выдувая через трубочку в бутылочку с водой.