Ирина Ковалева
Доклад к педсовету «Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОКЛАД к ПЕДСОВЕТУ
«Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте».
Игра — тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе.
В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. Однако попытки обучать детей намеченному воспитателем сюжету игры, разыгрывание роли по показу приводят к скучному шаблону, подавляют воображение детей, лишают игру ее педагогического значения.
Самое сложное и важное - обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре.
Публикация «Доклад к педсовету „Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Педагогический процесс детского сада включает в себя две составляющие: деятельность детей в условиях непосредственного руководства и контроля со стороны взрослого — в основном на обучающих занятиях, — и самостоятельную свободную деятельность детей.
А. С. Макаренко основными требованиями к руководству детской игрой выдвигал следующие:
1. Следить за тем, чтобы игра не делалась единственным стремлением ребенка и не отвлекала его целиком от общественных целей.
2. Воспитывать в игре те психические и физические навыки, которые необходимы для работы.
Новые стандарты выделяют несколько принципов игры, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка, в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями».
Вот как на это смотрят некоторые педагоги. Например: Е. В. Зворыгина, И. О. Ивакина, С. Л. Новоселова рекомендуют использование метода комплексного руководства. “ Комплексный метод руководства игрой включает взаимосвязанные компоненты: ознакомление с окружающим в активной деятельности детей; обучающие игры; организацию предметно-игровой среды; общение взрослого с детьми в процессе игры”.
Н. Н. Палагина понимает игровой опыт как опыт моделирования реальных сюжетов с использованием игрушки. Для развития сюжетно - отобразительной игры она предлагает освоить с детьми разные источники сюжетов: из того, что ребенок воспринимает в группе и за ее пределами; из представлений о том, что видел раньше; из мультфильмов и книг. Тогда игра детей станет самостоятельной, инициативной, не будет повторением трех-четырех сюжетов.
Но все педагоги выделяют основные задачи игровой деятельности :
- развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр.
- развивать инициативу, организаторские способности,
- воспитывать умение действовать в команде.
Условно игры можно разделить на 4 основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) игры. Сюжетно-ролевые – это игры на бытовые темы с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом. Подвижные - сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта. Дети 6-7 лет, как правило, умеют организовывать игру, распределять роли, придумывать правила, выполнять последовательность, подводить итог (соревновательные и спортивные игры). Задача педагога ненавязчиво контролировать игру, вводить новые элементы, знакомить с новыми играми, разнообразить использование игр в течение дня. Игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является ведущей его деятельностью.
Несмотря на все многообразие игр, их можно разделить на две большие группы.
Творческая игра – это игра, которая создаётся самими детьми. В них игровой сюжет определяется самими играющими, нет заданной программы поведения детей, а действия ребёнка в воображаемой ситуации и осмысление её выступают на первый план.
Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти что-то, сказать наоборот, поймать мяч и т. п.).
Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова сформулировали принципы организации сюжетно-ролевой игры в детском саду.
• Первый принцип: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.
• Второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
• Третий принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику. Такая стратегия обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, и их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте.
Сюжетно-ролевая игра выполняет развивающую функцию, если формируется взрослым с учетом особенностей детей каждого возраста и учетом тех умений, которые должны быть сформированы в этом возрасте.
При комплексном руководстве успешно формируется сюжетно-ролевая игра детей. Возрастает самостоятельность детей в постановке игровых задач, которые решаются постепенно усложняющимися способами и с помощью более обобщенных средств. В игре используются развернутые и обобщенные игровые действия с предметами-заместителями и воображаемыми предметами, у детей повышается интерес к роли, они используют разнообразные средства ее выразительности. Зарождается ролевое общение друг с другом. Положительное эмоциональное общение между детьми легко возникает, если взрослые, организуя игровую деятельность в группе и на улице, поддерживают у детей хорошее настроение, проявляя изобретательность, выдумку.
В нашем современном мире,где так много разных электронных гаджетов, с мульфильмами в стиле «Аниме», «Винкс», «Монстр Хай» и др Самое сложное и важное - обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами, доводить до конца задуманное. Ведь многие из них не умеют друг с другом просто разговаривать, стараются решить проблему криком или кулаками, или вообще все рассказать взрослым, что бы они решали разные конфликтные ситуации (т. е. ябедничали).Из всего этого ставятся задачи по отношению ко всему коллективу и к отдельным детям (с учетом личных качеств).
Сюжетно-ролевая игра выполняет развивающую функцию, если формируется взрослым с учетом особенностей детей каждого возраста и учетом тех умений, которые должны быть сформированы в этом возрасте. ( Например: утром на занятии повторяли правила поведения в общественном транспорте, а вечером как итог: дети уже придумывают свой транспорт из того что под рукой с универсальными колесами, определенными остановками,
Ключевым моментом руководства сюжетно-ролевой игры выступает сформированность игровых умений и навыков, с постепенным усложнением. (Например, сначала некоторым детям показывается игра в Шахматы, а дети потом сами устраивают турниры по шахматам или открывают школу по обучению в шахматы)
Таким образом, огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит их на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обуславливает ее развивающий эффект. В ходе анализа исследований можно сделать выводы: руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников должно быть комплексным, представлять собой систему педагогических воздействий. Это ознакомление с окружающим, обучающие игры, организация предметно-игровой среды, общение взрослого и ребенка в процессе игры.