Лариса Облетова
Игра-драматизация как самый «разговорный» вид театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Театр, словно чародей, волшебник, своею палочкой волшебной проведя, и вот ребёнок, скромный и застенчивый, сегодня вдруг играет короля» Григорьева Т. Ю.
Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация. Какое удовольствие получают дети, разыгрывая сказки. Они получают представления о добре и зле, радуются удачам героя, ненавидя то плохое, с чем сказочный персонаж борется. Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет переживать вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Игры-драматизации являются той формой организации сказок, которая позволяет раскрыть их смысловое содержание на основе различных видов искусства и художественно-творческой деятельности. У детей развивается воображение, разговорная речь ( связная речь: монологическая и диалогическая, звуковая культура речи, грамматический строй речи, интонационная выразительность речи, а также координация движений. Данные игры способствуют организованности, сообразительности, развивается чувство коллективизма, налаживаются взаимоотношения и взаимопонимания между сверстниками. Расширяются знания детей об окружающем мире. Ребенок учится передавать свое эмоциональное состояние в движениях, мимике, жестах, умении сопереживать. Он учится понимать особенности поведения животных, пробует воспроизводить их, учится звукоподражанию.
Темочки:
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Правила драматизации
1. Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, превнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим.
2. Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать кусты, деревья, ветер, избушка и т. д.
3. Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется до тех пор, пока каждый ребёнок не проиграет все роли, которые он хочет.
4. Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед её проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом вам помогут вопросы: «Что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чём мечтает? Что он хочет сказать?»
5. Правило обратной связи. После проигрывания сказка обсуждается: «Какие чувства ты испытал во время спектакля? Чьё поведение и чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?»
6. Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Атрибутика к драматизациям. Атрибутика помогает детям лучше почувствовать своих героев, передать их характер. И мы, в свою очередь, постарались создать все необходимые условия – в этом году было приобретено многофункциональное мобильное пособие, которое помогает развивать творчество детей, их фантазию, вызывает желание участвовать в танцах, играх, инсценировках. Атрибутика не должна быть сложной, дети изготавливают её сами. При создании маски важным оказывается не портретное сходство с персонажем (насколько точно нарисован пятачок, а передача настроения героя и отношения к нему.
Игры-драматизации могут быть разнообразны по содержанию, по формам и задачам. Это могут быть игры – хороводы, сопровождающиеся пением. Это могут быть игры – драматизации: песен, сказок, литературных текстов, потешек, игровое творчество детей.
В ходе подготовки к драматизации необходимо соблюдать несколько основных правил:
1) не перегружать детей;
2) не навязывать своего мнения;
3) не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
4) предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях.
Вся работа с дошкольниками по драматизации сказки делится на этапы:
1. Подготовительный (чтение сказки, обсуждение сказки с детьми, рассматривание иллюстраций, игры на демонстрацию эмоциональной выразительности)
2. Деятельный, в процессе которого осуществляется:
- Условное деление сказки на эпизоды и событийные изменения.
- Пересказ детьми сказки.
- Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Инсценировка сказки.
- Переход к тексту сказки, работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
- Работа над выразительностью речи, пластики и подлинностью поведения в сценических условиях.
- Репетиции отдельных эпизодов в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными, с музыкальным оформлением.
3. Результативный, на котором осуществляется анализ проделанной работы, сделаны практические выводы по использованию данной сказки, эффективности приёмов и методов, игр и упражнений в достижении поставленных целей.
Родители являются активными участниками наших спектаклей, для них мы организуем:
1. Информационные беседы на тему: «Чудо по имени Театр», «Давайте поиграем в сказку».
2. Информацию в уголке для родителей «В помощь родителям», «Играем в сказку». Сборник игр, заданий, вопросов, игровых ситуаций по сюжетам сказок.
3. Выставку детских рисунков «Любимый персонаж сказки».
Развитие творчества дошкольников через игру-драматизацию – дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное, творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трё х основных направлениях:
1. Как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета).
2. Исполнительское (речевое, двигательное).
3. Оформительское (декорации, костюмы, атрибутика и др).
Таким образом, вовлекая детей в игру – драматизацию:
- происходит активное речевое развитие детей.
- развивается устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в игре по сюжету сказки.
- воспитанники умеют импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию).
- дети выразительно исполняют ролевые действия, реплики, песни.
- у дошкольников развиты творческие способности в различных видах деятельности (изобразительной, художественной, речевой, музыкальной и игровой).
- в группе пополнена предметно–развивающая среда костюмами, декорациями, атрибутами к спектаклю, видами театра, персонажами кукольного театра.
- дети становятся дружнее, сплочение, зарождается чувство партнерства.