Светлана Липихина
Игра — основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является на данном возрастном этапе ведущей.
В дошкольном возрасте такой вид деятельности - это игра.
В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового, эстетического воспитания дошкольников.
Игра – это отражение жизни, это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками.
Публикация «Игра — основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Играя, ребенок значительно успешнее осваивает новые знания, чем на занятиях.
Увлеченный новой игрой, ребенок не замечает, что он учится при этом сталкиваясь с трудностями.
Игра делает детей веселыми, жизнерадостными, развивает фантазию, память, мышление.
Играя дети много двигаются: прыгают, бегают, делают постройки.
Дети очень любят играть в сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные и игры-драматизации.
Речевое общение в процессе игры выполняет огромную роль.
Играя, дети общаются, обмениваются мыслями, переживаниями, уточняют замысел, содержание и правила игры.
«Правильно организовать жизнь и деятельность детей – значит и правильно их воспитывать. Эффективный процесс воспитания может быть осуществлен в формах игры и игровых взаимоотношениях именно потому, что ребенок здесь не учится жить, а живет своей жизнью». А. Т. Усова.
Подвижная игра – это средство физического развития детей. У детей развиваются и совершенствуются их движения, они упражняются в беге, прыжках, лазанье, ловле.
Разные движения во время подвижных игр требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют обмену веществ, кровообращению, дыханию.
Повышается жизнедеятельность организма, также подвижные игры вызывают положительные эмоции. Дети учатся играть соблюдая правила, у детей развивается быстрота реакции, смелость.
Дидактические игры являются одной из форм обучения, игра может чередоваться с занятиями. Дидактический материал готовит сам педагог из различного материала (пуговицы, пробки, крышки, бумага, различная ткань, картон, шнурки, крючки).
Разнообразие цветов создает большую возможность для сенсорного воспитания и развития речи детей.
Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, содержание направляет на развитие познавательной деятельности детей. Дидактические игры развивают самостоятельность и активность мышления и речи детей.
Сюжетно-ролевые игры по характеру бывают подражательными, близкими к реальным.
Играя в «Магазин» дети подражают действиям продавца и покупателя, в «Больницу» действиям врача и больного.
Педагог направляет игру, не разрушая ее, сохраняя саму деятельность и творческий характер деятельности детей, непосредственные переживания и веру в правдивость игры.
Сюжетно-ролевые игры отражают впечатления детей, полученные из окружающей среды.
Игра –драматизация направлена на развитие инициативы и творчества детей, на лучшее выполнение своей роли.
Игра-драматизация занимает особое место при решении задач художественно-эстетического воспитания. В игре –драматизации ребенок исполняет роль в качестве «артиста». Ребенок «актер» наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, процессы взаимодействия. Он эмоционален, чувствителен имеет развитую способность самоконтроля (следуя сюжету, играет свою роль до конца).