Иванова Светлана Анатольевна
Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Доклад из опыта работы
«ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА –
ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Публикация «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Вас приветствует центр развития ребёнка - детский сад «Аленький цветочек», город Пыть-Ях. Мы представляем вашему вниманию наш опыт работы по экономическому воспитанию старших дошкольников.
В нашем саду реализована программа по экономическому образованию дошкольников - «Тропинки экономики». Цель, которой – формирование первичных социальных компетенций в сфере финансовой грамотности дошкольников.
В рамках реализации программы была проведена следующая работа:
обучение педагогов на курсах повышения квалификации, участие педагогов в вебинарах, семинарах, конференциях. делились опытом с коллегами ДОУ на семинарах, педсоветах, проводили мастер-классы; делились опытом на Городском Едином методическом дне.
Повышаем педагогическую компетентность родителей в вопросах экономического воспитания дошкольников (онлайн консультации, мастер-классы, открытые занятия, изготовление атрибутов для игровой деятельности);
Самостоятельная и совместная деятельность детей с воспитателями проводится в режимные моменты в течение дня. В группах созданы центры экономической грамотности, в которых размещены коллекции монет, банкнот и пластиковых карт; альбомы «Откуда появились деньги»; Лепбуки; настольные, дидактические игры, картотеки бесед, сказок, раскрасок, энциклопедии и книги по финансовой грамотности.
Оформлены так же уголки сюжетно ролевых игр: «Магазин», «Банк», «Почта». Воспитатели на занятиях используют элементы финансовой грамотности, интегрируя со всеми образовательными областями.
Основная образовательная деятельность проводится в кабинете «Экономика» педагогом дополнительного образования. Курс программы рассчитан на два года, для старшей и подготовительной групп и входит в учебный план ДОУ. Кабинет «Экономика» оснащё н интерактивным оборудованием: интерактивной доской, БАНКОМАТ-АЛМА. Демонстрационным и раздаточным материалом из серии «Занимательные финансы», обучающим комплектом «Азы финансовой культуры» для детей 5-6, 6-7 лет, настольно-печатными и дидактическими играми, коллекциями монет и банкнот, альбомами «История денег», «Рубль копейку бережёт».
В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности используются как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др., так и современные (проектная деятельность, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.).
Одной из самых актуальных технологий является проектная деятельность.
Педагог дополнительного образования совместно с воспитателем подготовительной группы провели краткосрочный проект «Лесная история» цель проекта формирование финансовой культуры ребёнка через театрализованную деятельность.
Дети познакомились с финансовыми понятиями: покупать, тратить, расходовать. Сформировались умения принимать первые финансовые решения, соотносить понятия хочу, могу и надо.
Итогом проекта было выступление детей, показ сказки на фестивале ДОУ.
В нашей группе был реализован проект Мини музей «История денег»
В ходе совместной работы дошкольники познакомились с историей возникновения денег, изготовлением денег, с городами в которых есть музеи истории денег.
Сформированные умения и навыки помогли воспитанникам совместно с взрослыми создать мини-музеи в группе «История денег», на котором были представлены выставки «Деньги прошлого, настоящего и будущего», альбомы со старинными и современными и коллекционными монетами, купюры разных лет и стран, средства обмена вместо денег (крупы, драгоценные камни, мех и др., Дошкольники получили представление о разнообразии денежных знаков в разных странах, понимания назначения денег, их необходимости в жизни человека.
Дети с интересом всё рассматривали, трогали и изучали экспонаты, внимательно слушали рассказы педагога: «Что такое музей?», «Деньги», «Деньги вчера, сегодня, завтра», Как всё начиналось? (История возникновения денег).
В группе создан уголок «Юный финансист» здесь вы можете увидеть дидактические и настольные игры по темам: «Где что продается», «Положи монеты в банк, кошелек, копилку», «Что можно и нельзя купить», «Профессии», «В магазин за продуктами», «Семейный бюджет».
Были подобраны познавательные книги о финансах, художественная литература, энциклопедии, лепбук и альбом «Юный финансист», коллекция мультфильмов, которые помогают закрепить знания по различным темам финансовой грамотности.
Коллекции денег, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
В свободное время мы с удовольствием играли в сюжетно-ролевые и режиссёрские игры «Магазин», «Супермаркет», «Банк», «Парикмахерская», «Кафе». «Почта».
Совместно с родителями изготавливали дидактические игры,
Организовали выставку рисунков «Копейка рубль бережет», изготовили банкомат «Сбербанк», лепбук «Юный финансист».
Дети с родителями ходили на экскурсии в банк и магазины города, где ребята самостоятельно делали покупки.
Взаимодействовали с банками города «Сбербанк» и «Банк открытия региона», где сотрудники банка охотно предоставили книги «Современные монеты Мира», «Памятные монеты России» и д. р.
Для педагогов ДОУ мы провели открытое занятие «Деньги: Монета. Банкнота. Пластиковая карта».
Дети защищали свой проект на V городском конкурсе совместных проектов среди воспитанников и педагогов ДОО «Мои первые открытия» в номинации: «Удивительное рядом» где ребята заняли 1 место.
Наша программа и наш проект участвовали в конкурсе учебно-методических материалов по формированию основ финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций ХМАО – Югра, где проект занял 2 место, программа 3 место.
Участие в IV Региональном форуме «Финансовая грамотность для всех».
Участие в качестве эксперта окружного конкурса буклетов «Финансовая грамотность: мы знаем, зачем это нужно!»
Подводя итог проделанной работы, основываясь на личном опыте, мы сделали вывод: благодаря грамотно спланированной, четко организованной работе, мы добились позитивных результатов в деле экономического образования наших дошкольников.
Планируем в дальнейшем продолжить работу по обучению детей основам финансовой грамотности.
Спасибо за внимание.