Олеся Баева
«Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании детей» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Как показывает практика, дети начинают посещать дошкольное учреждение с 1.5 лет. Для того, чтобы пребывание ребенка в ДОУ было комфортным, полноценно развивались его духовные и физические силы, необходимо наладить взаимодействие педагога с родителями.
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, детьми и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Главное - донести до родителей знания. Коллективные и групповые формы взаимодействия мы реализуем с помощью таких форм работы как : беседа, задушевный разговор, консультация-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписка. Эти формы могут быть эффективны, если удалось найти с каждым родителем индивидуализированный стиль взаимоотношений. Для нас важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Так как это помогает нам лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Как педагоги, так и родители желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Они готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Прежде всего, отношение между педагогом и родителями должно строиться на доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
Первые сложности встречаются уже в период адаптации ребенка к детскому саду. Здесь особенно важен контакт родителей и педагогов, поскольку отрыв от семьи для малыша – очень тяжелый и болезненный процесс. В период адаптации для нас важно выявить особенности ребенка, некоторые его привычки, привязанности и то, как к нему обращаются дома – побеседовав с мамой. Бывают случаи, когда воспитатель обращается к ребенку по имени, какое записано в документах, но ребенок привык к другому обращению, «домашнему имени» и не реагирует на взрослого. Все сведения о малыше мы получаем из беседы с родителями и анкетирования (о вероятном прогнозе адаптации, анкета-знакомство).
Содержание, формы и методы общения педагога с родителями детей раннего возраста в условиях ДОУ имеют свою специфику, вытекающую, прежде всего из особенностей самого периода раннего детства. Родителям необходимо показать уникальность и значение того или иного возрастного периода. Многие родители нашей группы не знали и недопонимали о
«Кризисе трех лет». Они, не подозревая о новообразованиях в психике ребенка, стремились поддерживать уже сложившийся стиль отношений, ограничивая самостоятельность ребенка, при этом жалуясь, что «раньше ребенок был хорошим, а сейчас его как подменили». Родители не хотели видеть особенностей развития ребенка и пытались во всем обвинить именно его. На этом этапе мы предлагаем родителям папки передвижки с консультациями, а если требуется, то организуем встречу с психологом детского сада.
Родители хотят знать и видеть, чем занимается и живет его ребенок в детском саду, но учитывая ранний возраст детей это не возможно (дети могут сорвать занятие, эмоционально реагировать на появление родителей). Открытые просмотры мы заменили на современные технические возможности, такие как, фотоальбомы, видеозаписи занятий или других видов деятельности с детьми. Это хорошая «память» для родителей, кроме того на собраниях с родителями в ДОУ помогает убедительно подкрепить рассказ. Каждый день мы представляем материал о минувшем дне – рисунки и поделки детей, какие стихотворения мы учим. В нашей группе есть стенд «Для, Вас родители!», который обновляем разным материалом. Использование этих методов повышает интерес родителей к проводимым в ДОУ мероприятиям.
Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, на котором мы знакомим их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний как правило разнообразна, учитываем пожелания родителей. Например, предлагаем такие темы: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Воспитание послушания у детей». Проводя родительские собрания, мы стараемся, чтобы они не сводились к монологу воспитателя, а принимали характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. Один из эффективных способов повышения творческой активности участников собрания - включение их в совместную исследовательскую деятельность. Так, например, мы предлагаем родителям провести наблюдение за поведением детей, а полученными результатами поделиться на собрании. На основе этого мы совместно с родителями определяем, как построить совместную работу по преодолению выявленных недостатков, закреплению положительного.
В нашей группе есть и такая категория родителей, которые не всегда откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, не проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. В этой ситуации необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Мы начинаем работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично мы вовлекаем остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи. Наиболее активным родителям по итогам года на общем родительском собрании вручаем благодарственные письма.
В дальнейшем планируем повышать качество работы с родителями, искать новые пути эффективного взаимодействия с ними.