Жанна Малая
Из опыта работы «Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления старших дошкольников с родным краем»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы. «Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления старших дошкольников с родным краем.
Тема моего опыта «Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления старших дошкольников с родным краем» Работая с детьми, я столкнулась с такой проблемой, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о своей семье, о своих родных, о родном посёлке, родном крае, стране, об особенностях традиций родного края.
Публикация «Из опыта работы „Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления старших дошкольников с родным краем“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Бросается в глаза равнодушное отношение детей к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические, экологические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Слайд 2
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить «…» воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. На это ориентируют педагогическое сообщество Закон Российской Федерации «Об образовании», государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», которая разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений органов исполнительной власти, научных и образовательных учреждений, творческих союзов и религиозных конфессий.
Соответствуя требованиям ФГОСТ ДО в нашем ДОУ одно из важных место занимает региональный компонент. Региональное содержание предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона и позволяет организовать игровые образовательные ситуации, направленные на изучение природных особенностей региона и его культурных традиций. В своей педагогической практике я сочетаю использование новых современных образовательных технологий, обращаюсь к региональному компоненту, фольклору, народной педагогике, интернет-ресурсам.
Для организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию я использую как собственные разработки, а также парциальные региональные программы:
- «Ты, Кубань, ты наша Родина» Департамент образования и науки Краснодарского края
- Технология этнокультурного воспитания в ДОУ. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Г. Н. Жбанова, Т. А. Новомлынская.
- «Системный подход к ознакомлению с культурными традициями кубанского казачества», Н. А. Бондарева
Я пришла к выводу, что использование регионального компанента в дошкольном учреждении предоставляет множество возможностей для развития всесторонней и гармоничной личности ребенка с использованием всех образовательных областей по ФГОС.
Слайд 3. Главная цель моей работы – знакомство дошкольников с родным краем, его прошлым и настоящим. Я хотела помочь своим воспитанникам раскрыть окружающий мир, познакомить их поближе с Кубанью прошлой и настоящей, с Кубанью-житницей, с Кубанью – защитницей и гостеприимной хозяйкой.
А так же в процессе опыта поставила задачи :
- Актуализировать знания детей о символике Краснодарского края в современное и давнее время.
- Формировать знания о животном и растительном мире края, о его природных богатствах.
- Приобщать детей к истокам народной культуры.
- Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей.
- Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю.
Слайд 4. Новизна моего опыта заключается в том, что в своей работе я стараюсь гармонично сочетать использование новых современных образовательных технологий, обращаюсь к региональному компоненту, фольклору, народной педагогике, интернет-ресурсам.
Слайд 5-7. Инновационность состоит в том, что мною были созданы такие презентации, как: «Кубанский костюм», «Жизнь кубанских казаков». Где дети с удовольствием слушают рассказы о первых переселенцах, знакомятся с жизнью казаков, с историей жилища.
Слайд 9-10. Мною были оформлены альбомы на такие темы, как: «Кубань – житница России», «Кубанский фольклор», «История кубанского костюма»; создан макет, как: «Кубанское подворье», которые будут способствовать обогащению знаний о нашем крае, о его достопримечательностях, обычаях и традициях.
Слайд 11-13. Для внимания родителей выпустила буклеты «Легенды Псебая», «Обычаи и традиции казаков», «А знаете ли вы?», выпустила газету для родителей «Будем жить в ладу с природой». Родители приняли участие в составлении и зарисовки своей версии Псебайского герба.
Слайд 14. Дидактический материал по теме моего опыта я стараюсь представить детям живым и интересным, поэтому включаю занимательные моменты (пословицы, поговорки, загадки, с элементами новизны и неизвестности, что способствует развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей.
Новизна – и в формировании нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающая корректно влиять на воспитательную позицию семьи.
5. Для выявления знаний дошкольников по темам :
- «Что я знаю о Кубани»,
- Родной посёлок, символика;
- История народной культуры, традиции.
- Историко-географические и природные компоненты;
- Личностный компонент. Знание о своей семье.
Из опроса я сделала вывод, что дети страдают дефицитом знаний о своей семье, о своих родных, о родном посёлке, родном крае в целом, о стране, не владеют информацией об особенностях кубанских традиций. Равнодушны в отношении к близким людям, товарищам по группе, имеется недостаток сочуствия и сострадания к чужому горю
Начиная работу по патриотическому воспитанию, я, прежде всего, сама хорошо изучила природные, культурные, социальные и экономические особенности посёлка и края. Продумала, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, чтобы доступно показать связь родного посёлка со всей страной.
Слайд 14-20. Моя работа строится так, чтобы каждый ребенок проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. У детей сформировались такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
Результатом моей работы является то, что благодаря использованию современных педагогических технологии, различных форм и методов работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, бытом и традициями малой родины имеют целостную картину сведений о родном крае и его символике, родной стране – России, её прошлом и настоящем.
Слайд 21. Это подтверждает проведённое мною открытое занятие по теме «Путешествие по родному краю».
Практическая значимость воспроизведения моего опыта и его отдельных элементов имеет значение. Так как конспекты моих занятий, наглядные альбомы и презентации используют педагоги нашей дошкольной организации. Свой опыт я обобщила и защитила на педагогическом совете ДОУ.
Таким образом, работа педагогического коллектива, проводимая в системе, помогает понять и осознать древность и величие нашей малой родины, почувствовать себя частичкой великого кубанского народа. Именно такой нам представляется стратегия развития личности ребенка, формирование его гражданственности и патриотизма.