Наталья Глебова
Опыт работы «Применение цифровых технологий в процессе ознакомления дошкольников с ОБЖ»
▼ Скачать + Заказать документы
Это направление работы мной было выбрано не случайно. Проанализировав ожидания родителей от посещения детского сада, я пришла к выводу, что для них вопрос безопасности детей является актуальным. Изучив методические материалы по данной теме, взяла за основу парциальную программу Лилии Львовны Тимофеевой «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет», т. к. данная программа предлагает пути решения задач обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и выбор оптимальных методов и содержания работы по формированию культуры безопасности на каждом возрастном этапе.
Публикация «Опыт работы „Применение цифровых технологий в процессе ознакомления дошкольников с ОБЖ“» размещена в разделах
Программа разработана на основе современных исследований с учетом тенденций развития детской популяции и системы образования, требований, отраженных в законе «Об образовании» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Для более качественной её реализации, стала применять цифровые технологии, что позволило расширить методы, приемы и организационные формы работы с детьми, улучшить качества развития ребенка.
Потребности и интересы детей, посредством организации современного цифрового образовательного пространства, учтены в основных нормативных документах, где ключевой задачей является повышение качества образования.
В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, находчивость, ответственность. Общеизвестный факт, что «ребенком усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая, знакомая ему, та, которая вызывает приятные и комфортные чувства».
Цифровые технологии стали и важным звеном в организации сотрудничества с семьей, в том числе, при организации дистанционного просвещения и моего участия в социальных образовательных сообществах. Таким образом, применение цифровых технологий обусловлено, с одной стороны, требованиями ключевых нормативных документов в области образования, с другой стороны, интересами и потребностями детей и родителей.
Сегодня я хочу вам предложить некоторые варианты применения цифровых технологий, которые я использую в работе с детьми в процессе ознакомления с основами безопасности.
Одно из направлений - это занятия с компьютерной поддержкой
- Использование мультимедийных презентации (всем вам известных) позволяет сделать работу с детьми эмоционально окрашенной, интересной, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности усвоения материала. А так же занятия, которые я провожу с использованием игровых обучающих программ для интерактивной доски. При этом, я применяю интерактивный редактор «Сова».Редактор «Сова» предоставляет широкие возможности для подготовки и проведения занятий, дает возможность реализовать один из важнейших принципов обучения – наглядность, помогает оптимизировать процесс обучения и его эффективность, дает возможность использования в различных видах деятельности по формированию культуры безопасности. Благодаря данной программе я создаю собственные, авторские образовательные ресурсы для ознакомления воспитанников с Основами Безопасности. Создала викторины «Помни правила всегда», «Знатоки правил безопасности», «Опасные предметы вокруг меня», «Безопасность на природе».Также в редакторе «Сова» я создала презентации: «Осторожно, открытое окно!», «Спички детям не игрушка», «Правила поведения на водоёмах», «Электроприборы-домашние помощники», «Там где транспорт и дорога, знать порядок все должны». Игры по теме безопасности: «Огонь-друг, огонь-враг», «Один дома», «Я потерялся», «Опасно-неопасно» и т. д.
Образовательную деятельность организую таким образом, чтобы дети сами работали у интерактивной доски, выполняли задания, используя функцию тач или мультитач. Дети, которые раньше были малоактивны во время занятий, теперь проявляют повышенный интерес.
При активном использовании названных цифровых технологий я отметила несколько плюсов.
Они помогают приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка. А гиперактивные дети, внимание которых достаточно сложно удержать в течение продолжительного времени, (у нас в группе таких детей 9) с огромным интересом получают информацию, представленную на большом экране, да еще и сопровождаемую различными играми, музыкой, анимацией.
Но при организации занятий такого типа важно соблюдать условия, соответствующие нормам САНПиН для сбережения здоровья ребенка.
Следующие направление, которое очень нравится детям, это обучающие игры с мини-роботами ботли и бибот
Актуальность их значима в свете внедрения ФГОС, так как: является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивает интеграцию образовательных областей позволяют сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре).
Мной был создан кейс практических и методических наработок, в который входит:
• комплекс игровых упражнений и игровых полей;
• наборы масок для роботов;
• макеты, которые размещаются на полях игрового коврика в зависимости от задания;
• карточки, разработанные по темам безопасности;
• и кубики с картинками на гранях;
• лабиринты для робота.
Следующее направление– это создание мультипликационных фильмов по основам безопасности.
Для привлечения более осознанного отношения к своей безопасности совместно с коллегой и детьми нашей группы создаем мультипликационные фильмы. Так как, зрительные образы, полученные посредством мультфильмов, воздействуют на ребёнка гораздо сильнее, чем прочитанная книга или рассказанная сказка.
Просматривая или создавая мультфильм по безопасности, ребенок сопереживает и отождествляет себя с кем-то из главных героев, переживает события фильма вместе с ним. Таким образом, он проходит путь от выявления проблемы героя до её разрешения, как бы прокладывая внутри себя такой путь – осваивает способ решения такой проблемы, примеряет этот способ на себя. На данный момент у нас еще не большой опыт создания мультфильмов, нами создановсего 5 мультфильмов по безопасности (Огонек, Один дома, Мой друг светофор, Спасательный круг, Светлячок-маячок).
4. Использование цифровых технологий в работе с родителями.
Современные родители достаточно редко обращают внимание на информационные папки-передвижки в группах, редко замечают объявления, пока воспитатель не обратит на них внимание. В следствии загруженности, родители стали чаще обращаться за информацией о своем ребенке к современным средствам: сайты, чаты в (ватсап, вконт, инстагр, телеграмм, в том числе по безопасности. Использование мессенжеров и Интернет-сайтов помогает более активному общению с родителями, вовлекает родителей в жизнь нашей группы, решения вопросов развития ребёнка, делает их непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса. Таким образом, внедрение цифровых технологий выявило положительную динамику формирования основ безопасности у детей моей группы, что потверждают результаты мониторинга. Использование цифровых технологий в работе с дошкольниками позволяет расширить кругозор ребенка, обогатить педагогический процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе. Способствуют приобретению познавательной нагрузки, помогают преодолеть интеллектуальную пассивность ребенка, что в свою очередь может благоприятно отразиться на формировании у детей дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности.