Иванна Ткаченко
Доклад из личного опыта «Формы и методы обучения детей правильному поведению на улице и в природе»
▼ Скачать
Свой рассказ я хочу начать из слов стихотворения З. Александровой.
«Если скажут слово Родина
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина
У реки берёза - скромница
И ромашковый бугор…»
Когда я думаю о природе, то перед моими глазами всегда тот прекрасный уголок земли, где я родилась и выросла, это маленький кусочек нашей необъятной Родины, это кусочек земли которой мы любовались, познавали мир природы, растили и оберегали ёё.
Публикация «Доклад из личного опыта „Формы и методы обучения детей правильному поведению на улице и в природе“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед взрослыми – воспитать любовь к Родине, а значит и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребёнка с ёё тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, пейзажи родных мест. Восприятие природы помогает развивать такие качества как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных. Природа оставляет глубокий след в жизни ребёнка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Но прежде, чем ребёнок осознает это, что не всегда удаётся, нужно нам, воспитателям и родителям, провести колоссальную работу. Умение любить природу не приходит само. В основе сознательного отношения детей к природе должны лежать знания о ней, которые в яркой эмоциональной форме преподносят детям. И здесь очень много зависит от умения воспитателя научить детей узнавать каждое растение и оберегать его. Хочу поделиться опытом, как мы в своей группе проводим эту работу. Программа воспитания в детском саду предусматривает ежедневные наблюдения с детьми в живой и неживой природе. Мы наблюдаем, рассматриваем каждую травинку, дерево и листочек, которые растут в нашем детском саду. Обращаем внимание на птиц, насекомых, обязательно заостряем внимание на пользу каждого растения, насекомого, птицы для человека и природы. В наших копилках очень много стихов, загадок, пословиц, ребусов о природе. Дети с удовольствием их заучивают, рассматривают иллюстрации. Проводим дидактические игры:
1.«Составь букет из цветов, которые растут на наших клумбах». 2. «Составь букет из полевых цветов». 3. «Составь букет из цветов, которые растут в лесу». В играх используем наборы открыток иллюстраций. 4. «Узнай цветок по запаху» (бархатцы, розы). При этом не забываем каждый раз напоминать детям, что растения ни рвать, ни топтать нельзя. 5. «Путешествие колобка» (подсказать колобку о пользе лекарственных растений подорожника, ромашки, цикория и т. д.)
Но для того, чтобы дети с интересом играли в эти игры, им нужны знания и эти знания им должны дать воспитатели. Нужно обязательно рассказать детям, что есть такие растения, которые записаны в Красную книгу, согласно закону их никому не позволено рвать. Можно провести игру на тему: «Покажем Красной Шапочке растения, которые находятся под охраной». Это подснежники, пролески, фиалки, ландыши, купальницы, гусиные лапки. Дети рассматривают их и запоминают, многие из этих видов они хорошо знают. Много видов трав деревьев и кустарников может совсем исчезнуть, если люди будут варварски к ним относиться. Мы рассказываем детям, что объектами охраны становятся не только редкие растения, но и животные, минералы, а также вода воздух и вся окружающая человека природа. Нужно рассказать и показать животных и птиц, которых в нашем крае уже не вернуть. Они уничтожены браконьерами. Это кавказский леопард, дрофа, черный аист, розовые фламинго, величайшей редкостью стали пеликаны, лебеди. Мало осталось зубров, благородных оленей, кавказских бурых медведей, которые никогда не нападают на людей. Эти животные, чтобы не исчезнуть, живут в заповедниках под охраной людей. Всё это повышает интерес к загадочному и неизвестному.
Ранней весной, когда у веточек, поставленных для наблюдения, появятся корешки, надо предложить детям посадить их на участке. Очень хорошо приживаются ветки тополя и ивы. Дело это совсем не сложное. Но такая форма работы имеет большое воспитательное значение. Ведь нужно не только посадить веточку, но и вырастить ёё. Мы говорим детям, что пока вы ходите в детский сад будете ухаживать за веточками сами и из этих веточек вырастут деревца. А когда пойдёте в школу, будете приходить и навещать своих зелёных друзей. Вы будете подрастать и будут подрастать ваши деревца, а когда вы закончите школу и придёте на свой участок, то вам будет приятно увидеть красивые высокие деревья с пышными зелёными кронами. Это оставляет глубокий след в сердцах детей. Проявленный интерес к растениям, уход за ними может сохранится на протяжении всей жизни. Во всяком случае затаптывать посадки, обламывать ветки деревьев эти дети не должны. А ведь мы знаем, как часто наши воспитанники опустошают клумбы, ломают ветки цветущих деревьев. Мы рассказываем детям, что наш город становится всё краше и чище, и эту красоту надо беречь и приумножать. Каждый человек должен как это только возможно, обогащать природу и ни в коем случае не обеднять её. А для этого нужно усвоить правила поведения в природе. Очень часто на занятиях по экологическому воспитанию закрепляем эти правила, используя красочные иллюстрации.
1. Не ломай ветки деревьев и кустарников.
2. Не повреждай кору деревьев.
3. Не рви в лесу, на лугу цветы охапками.
4. Не сбивай грибы даже не съедобные.
5. Не лови бабочек, стрекоз, других насекомых.
6. Не разоряй муравейник.
7. Не подходи близко к гнёздам птиц. Не трогай птенцов. Не разоряй гнёзда.
8. В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву.
9. Не шуми в лесу парке.
10. Не оставляй в лесу мусор.
ПОМНИТЕ: бумага, брошенная вами, будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка- более30 лет, полиэтиленовый пакет- 200 лет, стекло -1000 лет. Но природа хранит в себе и опасности. Это гроза, пожар, вредные насекомые- клещи, небрежное поведение на воде. Мы учим детей, как вести себя во время грозы. Молния часто ударяет в отдельно стоящее дерево, возвышающиеся предметы. А если гроза застала в поле, то лучше лечь в низину, металлические предметы из рук выбросить. Нельзя бежать по полю, стоять под деревом, лучше укрыться под кустарником. Молния реже поражает берёзу, чаще дуб.
Пожар - самая большая опасность в лесу. Если пожар начался, немедленно надо выбегать из леса. Обязательно сообщать о пожаре взрослым.
Дети очень любят купаться на воде, часто с родителями выезжают на водоёмы, на море. В детском саду мы стараемся выучить и запомнить с ними правила безопасного поведения на воде
ЗАПРАЩАЕТСЯ.
1. Без взрослых самостоятельно входить в воду.
2. Хватать толкать друг друга в воде.
3. Звать на помощь без причины.
Заходить глубоко, если не умеешь плавать.
5. Заплывать далеко на надувных матрасах.
Мы в детском саду используем все доступные формы и методы для обучения детей правилам дорожного движения : это - беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, заучивания стихов, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, настольные и дидактические игры плакаты, сюжетно-ролевые игры. В нашей группе имеется достаточное количество материала для закрепления детьми правил дорожного движения. Очень любят играть дети на макете «Наша улица». В основном играют мальчики. Они приносят много маленьких машинок и игры проходят достаточно интересно. Мы, конечно, наблюдаем за соблюдением правил игры. Вначале дети нарушали в игре правила дорожного движения, но со временем стали играть по правилам, делать замечания товарищам, если они ошибались, и даже исключать их из игры. Очень удобно проводить на площадке летом сюжетные игры. Здесь мы используем выносные дорожные знаки, нагрудные знаки, машинки, элементы одежды автоинспекторов. Закрепляем знания детей о том, что нельзя играть с мячом, кататься на санках возле дороги, чтобы не выбежать на проезжую часть. А в игре «Кто такой пассажир?» уточняем элементарные правила поведения пассажиров в транспорте. Очень интересно прошла викторина «Пешеход на улице». Было задано много вопросов по теме и дети отвечали достаточно уверенно, что не всегда бывает на практике.
Определенную работу мы проводим с родителями: это консультации «Родитель – пример для ребенка», «Соблюдайте правила дорожного движения», «Добрая Дорога Детства», «Мой приятель светофор». Оформляем фотовыставки, бюллетени по теме, предлагаем специальную литературу. Мы живем в огромном и многоликом мире людей. Мы хорошо знаем своих соседей, друзей, но мы не можем знать всех, кого мы встретим на улице. В мире есть много добрых людей, умных людей, но есть люди, которые грабят квартиры, убивают людей, воруют детей, поэтому надо быть внимательными и очень осторожными. Всё это мы рассказываем детям и на примерах из сказок, стихов разбираем разные ситуации, когда доверчивых героев обманывают коварные, злые, которые встречаются в жизни. Это сказки «Колобок», «Волк и семеро козлят», Буратино» и т. д. Поэтому, чтобы с детьми не случились такие ситуации, просим запомнить их следующие правила :
-Если на улице кто-то идет или бежит за тобой, а до дома далеко, беги к ближайшему людному месту: к магазину, остановке и т. д. -Если незнакомые взрослые пытаются увести тебя силой, сопротивляйся, кричи, зови на помощь.
-Не соглашайся ни на какие предложения незнакомых взрослых.
-Никогда не ходи с незнакомыми взрослыми и не садись с ними в машину.
-Не ходи в безлюдном месте.
-Не гуляй до темноты.
-Не стесняйся при необходимости громко просить о помощи
-Умей проявлять смелость, находчивость в случае, когда тебя пытаются украсть. На примерах художественной литературы вспоминаем героев, которым удалось обхитрить коварных злодеев. («Гуси лебеди», «Жихарка», «Три поросенка», «Царевна лягушка» и т. д.)
Для закрепления правил безопасности мы играем с детьми в игру «Похитители и находчивые ребята». Обращаем внимание детей на то, что в игре нужно строго соблюдать правила (драться и кусаться не разрешается). Похититель может любым способом тащить похищаемого, а тот должен звать на помощь, убегать, вырываться, защищаться.
Улица таит много опасностей, поэтому мы с детьми обыгрываем разные ситуации. Например, что нужно делать, если я потерялся на рынке, на празднике. Детям предлагается несколько вариантов, обсуждаются все, выбираются самые приемлемые.
-Везде бегать и искать маму.
-Стоять на месте, где потерялся.
-Обратиться к милиционеру или продавцу за помощью.
-Пойти с незнакомой тётей, которая скажет, что только что видела твою маму.
-Пойти с чужим мужчиной, который скажет, что живёт рядом с твоим домом.
-Попросить прохожего отвести тебя в ближайшее отделение милиции.
-Позвонить по телефону в милицию и сообщить, где ты находишься.
Если систематически проводить с детьми такую работу, то наши дети смогут правильно оценить любую ситуацию и достойно выйти из неё.